Книга «Эпоха Возрождения» состоит из нескольких научно-популярных статей разных авторов. Каждая статья посвящена одному либо человеку, либо явлению, относящимся к XV-XVII вв. Поскольку в центре внимания авторов находится европейская история, книга названа именем эпохи Ренессанса, локализующем события только европейского мира.
Прежде чем переходить к содержимому, скажем несколько вступительных слов. Книги серии «Загадки истории» порой страшно открывать. Например, последняя из них (не буду называть, чтобы случайно не прорекламировать) оказалась образцом лженауки. Какие-то древние цивилизации, протоукры и даже намеки на инопланетян, построивших всё и вся от египетских пирамид и до памятника Петру I в Москве. Нет, ну то, что Церетели определенно не от мира сего – это понятно. Но египтяне-то тут при чем?
А бывает, попадаются вполне вменяемые и даже познавательные книжки, которые в увлекательной форме рассказывают о неких персонах, событиях или явлениях. Как раз к таким познавательным книгам относится и «Эпоха Возрождения». Так что ее можно смело брать и читать, не опасаясь чертовщины или лженауки.
Всего в томе шесть глав. О князе Дракуле, о Леонардо да Винчи, об ордене иезуитов, о Нострадамусе, Шекспире и конкистадорах. Каждый сюжет разложен по полочкам и рассмотрен со всех сторон без замалчивания сложных для объяснения загадочных событий или явлений. Да, если признаться, реально загадочными они являются только для не знающих всего объема фактов. Как, скажем, фактов о «пророчествах» Нострадамуса. Все жонглируют этим словосочетанием, но реальной подоплеки не знает почти никто. Ну так вот он, шанс узнать. Не упустите.
Не все главы одинаково полезны. Или, применительно к литературе, интересны. Главы о конкретных людях значительно любопытнее, чем те, что рассказывают об иезуитах или конкистадорах. Здесь никаких особых именно «загадок истории» в общем-то и нет. Есть просто общая канва событий. Познавательно. Но не более того. Нет интриги, нет разоблаченного или обоснованного мифа.
Куда интереснее читать про легендарных личностей. Ладно, про Дракулу сегодня не читал, не писал только ленивый. Это имя связывают с вампирами только маленькие дети или совсем уж необразованные личности. Что в определенном смысле одно и то же. Кстати, за просвещение в этом случае следует поблагодарить кинематограф, выпустивший вполне приличные исторические фильмы. В общем, глава с биографией знаменитого князя сенсацией не станет.
Но Мишель Нострадамус! Как часто в прессе разной степени желтизны печатают мутные статьи о его «предсказаниях». Разумеется, авторы этих поделок и сами не сильно в курсе что там к чему. Кстати, действительно, иногда они воспроизводят настоящие писания этого еврейского француза или французского еврея. Хотя чаще всего придумывают за автора или сразу выдают трактовки. Но фишка, вернее, фишки в том, что, во-первых, реальные записи Нострадамуса настолько туманны, что вытащить из них можно всё, что угодно, во-вторых, одни и те же его «предсказания» «сбывались» уже много раз.
Самое парадоксальное, что никто из желтой братии не пишет, сколько предсказаний Нострадамуса на сбылось в принципе. А ведь именно они были сформулированы наиболее четко и внятно и не терпят множества трактовок. Так что с «феноменом» предсказания разобраться довольно нетрудно. На этом тоже можно выстроить любую статью.
Любую, но не историческую. Ценность статьи о Нострадамусе в книге «Загадки истории. Эпоха Возрождения» заключается, во-первых, в разбирательстве с феноменом, во-вторых, в честном жизнеописании этого человека. Автор не то чтобы пытается разобраться. Нет, это не совсем принято в серии «Загадки истории». Автор просто дает факты. А выводы делает сам читатель.
Этот принцип свят и для других статей. Нам не навязывают мнения. По крайней мере, в открытую. Нам как в суде приводят доводы обеих сторон. А мы выступаем в роли судей. Наиболее ярко этот принцип выступает в главе о Шекспире.
Несведущий в исторической конспирологии человек может спросить: и что там с Шекспиром? Ну писатель, драматург, автор «Отелло» и «Гамлета». И что?
Те-те-те, не спешите, друзья мои торопливые. Для тех, кто не в курсе – есть серьезные основания сомневаться в авторстве пьес именно Вильяма нашего Шекспира. Я давно слышал уже эту песню. И по простоте душевной искренне полагал ее той же степени желтизны, что и сказки о предсказаниях. Но не всегда стоит спешить с выводами. Иногда полезно взглянуть на истоки версии, на ее основания. В случае Шекспира, надо признать, они, по крайней мере, заслуживают внимания и совсем не так легко отметаются.
Да, кому-то нелегко расставаться с привычной версией. Да и, честно говоря, нет в том нужды – альтернативные версии всё же слабее традиционной шекспировской. Кого-то привлекут любопытные факты и совпадения. В любом случае, повторяем, вывод делать нам самим. А может быть не делать выводы, а подковываться для аргументированных споров со сторонниками противоположной идеи. И эта свобода – самое ценное в книге «Эпоха Возрождения».
Примечание
По понятным причинам выложить файлы для скачивания мы не можем. Но если появится у вас особый интерес, не сопровождаемый желанием купить, пишите нам — бескорыстно поделимся электронным вариантом.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор»