Спартак — книга и фильм

4 мин.

фильм Спартак 1960

Сколько раз смотрел в юности «Спартака» с Кирком Дугласом, столько раз спрашивал: почему не сняли по книжке Джованьоли? Она и интереснее, и даже историчнее, и кинематографичнее. Но нет, Стэнли Кубрик снял кино по мало кому у нас сегодня известной книжке Говарда Фаста. Да что ж это за книга такая?! Дай-ка прочитаю.

Книга Фаста «Спартак» — это не про историю, не про Спартака. Чтобы понять автора, надо сказать несколько слов о нем самом и о его времени.

Говард Фаст (1914-2003) родом из российских эмигрантов. Возможно, фамилия Фаст – от украинского города Фастов. Для понимания контекста написания романа «Спартак» важно отметить, что в 1944 году Говард вступил в компартию США. В конце 1940-х годов на коммунистов начались гонения. Сам Фаст три месяца отсидел в кутузке в 1950 году. Там-то он и начал писать своего «Спартака».

Рим Фасту был нужен не как исторический фон, а как пример силы, подавляющей свободу человека. Свобода, борьба за нее, готовность отдать жизнь в борьбе и стали основной темой романа. Историзм тут далеко не на первом месте (хотя его больше, чем в фильме).

Стрелы писателя летели не в сенат Древнего Рима, а в американский Конгресс. Неудивительно, что Фаст попал в «черный список», его не бралось печатать ни одно издательство. Для публикации книжки Фасту пришлось пойти на то, что сегодня назвали бы краудфандингом.

фильм Спартак 1960

Композиционно роман состоит из воспоминаний, рассказов и размышлений нескольких человек, так или иначе причастных к восстанию Спартака. Все эти люди находятся по римскую сторону конфликта.

Чудесным солнечным днем группа римских аристократов – Гай Красс, его сестра Елена и ее подруга Клавдия – движется по дороге из Рима в Капую. Дело происходит сразу после подавления восстания. Дорога, как известно, утыкана распятыми рабами. На фоне этих декораций молодые люди имеют несколько бесед встретившимися им римлянами. Так или иначе те высказывают свое отношение к рабам.

И тут всплывает тема «раб – это не человек», а лишь «говорящий инструмент». Фаст поднимает ее несколько раз под тем или иным углом. Поднимет ее чуть позже и Спартак.

Основные события романа происходят на вилле близ дороги, где ночует путешествующая троица. Здесь она встречает самого Марка Красса, Цицерона и еще нескольких аристократов. Предаваясь ночным утехам, разделившиеся парочки продолжают разговоры на тему восстания, рабов и Спартака.

Основательнее всех подошел к делу Марк Красс, пытавшийся постичь Спартака, изучить его. Он рассказывает, как вытребовал к себе в лагерь Лентула Батиата, владельца гладиаторской школы, в которой находился Спартак.

В этом рассказе впервые возникает Вариния, германская девушка, из которой позже авторы фильма вылепят основную драматическую тему. Их понять можно. Экранизировать мысли Фаста и скучно, и небезопасно, а вот закрутить любовную интригу и устроить боевик – это да, это пойдет.

фильм Спартак 1960

Но для Фаста важнее не Вариния, не ход восстания, а мыли, раскиданные по речам героев. Спартак говорит:

«Мы говорим, что мир устал от них, устал от вашего гнилого Сената и твоего гнилого Рима. Мир устал от богатства и великолепия, которое вы выжали из нашей крови и костей. Мир устал от песни кнута. Это единственная песня, которую знают благородные Римляне. Но мы больше не хотим слышать эту песню. <…> сейчас есть два вида людей, хозяин и раб. Но нас больше чем вас, и многих других. И мы сильнее вас, лучше, чем вы. Все, что хорошо для человечества, принадлежит нам.

<…>

Вы создали пародию на человеческую жизнь и лишили ее всякой ценности. <…> И вы создали свое величие, будучи вором для всего мира. Ну, это закончено. Сообщи вашему Сенату, что все закончено. Это голос инструмента. Скажи вашему Сенату, чтобы он послал свои армии против нас, и мы уничтожим эти армии, когда мы их уничтожим, мы вооружимся оружием армий, которые вы посылаете против нас. Весь мир услышит голос орудия — и рабам всего мира, мы прокричим: встань и низвергни цепи твои!»

Можно, конечно, думать, что так говорил Спартак Сенату. А можно думать, что так говорит Говард Фаст Конгрессу. В этих словах и заключена основная мысль романа. Спартак для Фаста не столько исторический персонаж, сколько символ вечной борьбы угнетенных против угнетателей. И пока одни угнетают других, имя Спартака будет жить.

фильм Спартак 1960

Голливуд же создал из этого сюжета нечто своё. В книге Спартак проходит фоном, тучей, почти не появляясь на сцене. В кино камера выделяет двух героев, Спартака и Марка Красса. Они действуют, они противостоят, они даже встречаются глаза в глаза.

Утверждается, что Кирк Дуглас вообще оттер в сторону Кубрика и буквально взял на себя съемки. Дуэт, когда-то создавший «Тропы славы» и рассорившийся на «Спартаке», больше никогда не играл вместе. Но и этот выстрел у них получился точным и красивым, несмотря на конфликт.

Да, разумеется, от истории в фильме не осталось камня на камне. Даже Александр Дюма не был так беспощаден к историческим фактам, как голливудские сценаристы. И всё равно фильм 1960 года определенно заслуживает внимания как художественное произведение. Или как еще один пример отличной работы Кирка Дугласа (Спартак), Лоуренса Оливье (Марк Красс), Питера Устинова (Батиат) и других актеров старой школы.

Отмечать отдельные ляпы тут бессмысленно. Поэтому я даже не буду обсуждать историческую сторону картины. Оно художественно и художественностью уже вошло в историю кинематографа.

Отличная режиссура, постановка кадров, даже длинный сценарий (больше трех часов действия) не оставляет лакун, провисания действия. Герои сыграны выпукло, ярко, привлекательно. Каждый со своей правдой. Отличная к месту вклеенная музыка. Фильм, оставляющий по себе след. А что еще должно делать кино?

Скачать «Спартак»

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ