Т-34 (Россия, 2019)

рецензия на фильм т-34

Прямо и не знаю, с чего начать. То ли с того, что сразу рубануть правду-матку, то ли начать растекаться белкою по древу, то ли ещё как. Уж больно приучил нас наш отечественный кинематограф к полной непредсказуемости в «военных» фильмах. Не знаешь, чего и ждать. (То ли «Штрафбат» получишь, то ли угольниковскую «Крепость»).

Плюс, даже самому доморощенному кинорецензенту, вроде меня, приходится принимать во внимание читающую публику. А публика тоже непредсказуема. (Скажем, сейчас модно гнобить и плеваться в «28 панфиловцев» и бондарчуковский «Сталинград», а я, честно, считаю, что, как развлекательное кино эти фильмы вполне хороши).

Не привыкли мы, что «фильм о войне» может быть развлекательным и приключенческим, детско-подростково-спецэффектным, а не серьёзным, глубоким, тонким, драматичным, депрессивным. И зря.

Фильм «Т-34» — типичный приключенческо-развлекательный. Причём полностью оправдывает свой рейтинг «12+». Сказка. Но не просто детская сказка, а детская сказка для взрослых. Именно так, и никак иначе.

Не каждый тинэйджер, в отличие от подкованного взрослого, оценит прибор ночного видения на «Пантере», или разведывательный «Шторьх», или эсэсовский камуфляж. Но относится серьёзно, «по-взрослому», к этой сказке, шитой белыми нитками, никак нельзя. Ни один из знакомых мне детей и подростков на этот фильм идти не захотел. Но всем взрослым (возраста от 37 до 50) этот фильм понравился. С оговорками, конечно, и допущениями. Именно как сказка.

Если вы решитесь пойти на «Т-34» забудьте сразу о такой вещи как реализм и историческая достоверность. И здравый смысл. И логика. Идите смотреть на красивую картинку. Только в этом случае вы можете получить хоть какие-то положительные эмоции.

рецензия на фильм т-34

Ну, что тут у нас? Логически фильм чётко делится на три части.

Первая – ноябрь сорок первого, подмосковье, молодой младший лейтенант Ивушкин, только из танкового училища, драматически прибывает на передовую и назначается командиром танка. Единственного оставшегося на показанном в кино маленьком участочке обороны. Получает задачу, строит экипаж (скорее в переносном, чем в прямом смысле) и принимает неравный бой. В котором в одиночку, одним своим Т-34, расфигачивает немецкую танковую роту (по фильму – «двойка» и сколько то «троек»). Но, на последнем издыхании, когда все танки уже подбиты, полуживой немецкий комроты, еле выползя из комбашенки своего «панцер драй», таки, стреляет из парабеллума в полуживого Ивушкина. Катарсис.

Если вам интересно, откуда в фильме взялся этот «подмосковный» Т-34 — почитать можно здесь.

(А вот кстати. Были ли под Москвой эсэсовские танковые части? Сдаётся мне, что нет. За отсутствием таковых на тот момент в природе. Но немецкий оппонент не просто танкист, но именно эсэсовец, так то. И нет, я не путаю эмблемы, хотя и у панцерваффе, и у Ваффен СС была схожая «адамова голова», череп с берцовыми костями (за что всех немецких танкистов у нас считали эсэсовцами, хотя эмблема танкистов – наследие Цитена, гусар Фридриха II Великого и антинаполеоновского Чёрного корпуса Филиппа Брауншвейгского). Дело не в эмблеме, а в обращении. Всякие там «обрештурмфюреры» и «гауптштурмфюреры» – это Ваффен СС (ну и Альгемайне СС, откуда пришёл Штирлиц). В Вермахте остались классические кайзеровские «оберлейтенанты» и «гауптманны»).

Вторая часть – лето сорок четвёртого. Тюрингия, некий Konzentrationslager для советских военнопленных. С одной стороны, сюда перебрасывают заключённых с востока, среди них наш несломленный герой. Который семь раз бежал (sic!).

(Сказал бы кто киношникам, что, даже для сказки, это уже перебор. После первого же побега, даже если бы не пристрелили при взятии, его бы повесили. Немецкий лагерь для военнопленных это вам не колония для малолетних карманников).

С другой стороны, в лагерь прибывает тот самый немец, бывший комроты, а теперь полковник-штандартенфюрер, начальник танкового училища. Заручившийся поддержкой самого Гиммлера (мне, кстати, понравилось как актёра загримировали, и пенснешки, и причесон как с плаката) в интересной идее – дать потренироваться выпускникам танковых училищ на «живых целях», настоящих русских танкистах, посаженных в трофейные танки. Так сказать, заблаговременно нюхнуть дерьма пороху.

Естественно, немец случайно наткнётся на недостреленного им русского, который разнёс его роту под Москвой три года назад, естественно узнает, естественно назначит его командиром трофейного танка. С приказом подобрать из заключённых себе экипаж.

(Кстати, очередная примета времени – немец-танкист из фильма. Не ущербная карикатурная гнида-садист, но, слава богу, уже и не «мы просто выполняли приказ, сражаясь за фатерлянд», чем вволю грешат как настоящие немецкие рядовые ветераны-мемуаристы призванные только в сорок четвёртом и воевавшие только на своей территории, так и их генеральё, с людоедским удовольствием осуществлявшее в своём тылу план Ост, но стремившееся отмазаться в Нюрнберге, и которых наши современные подонки-«пили-бы-баварское» подняли на знамёна. Как раз враг для сказки – умный, хитрый, сильный, безжалостный, самолюбивый).

рецензия на фильм т-34

Остарбайтерша Аня – переводчица при лагере и «любовная линия» (А куда, блин, без неё, любовной линии, сейчас? Кстати, вот молодой Рейф Файндс в «Списке Шиндлера» не гнушался заключёнными, а тут «unglaublich!»-обыграли). Ну, она так, «женский персонаж». Экипаж заново быстренько сколачивается, Ивушкин сам его подбирает из заключённых, предоставленных ему немцами. Бялорус-мехвод из первого, подмосковного экипажа, попёнок-заряжающий и охотник-сибиряк-наводчик. (Кстати, в подмосковном экипаже из четырёх человек, кроме русского главгероя и мехвода-бялоруса, был и подчёркнутый явный хохол, а сержантом-пехотинцем поддержки у них – грузин. Навязчиво, даже излишне, но по делу, нам напоминают, что СССР был многонациональным и с немцами боролись все. Ну, почти все).

В трофейном Т-34-85, что предоставляют лагерной четвёрке, немцы побрезговали шевелить полуразложившиеся трупы экипажа, а под ними – тадам! рояль в кустах! – шесть снарядов. И теперь главный герой, с помощью украденных переводчицей карт, не просто собирается сбежать, но и навалять немцам по полной, отработав манёвры на ящике с песком (вполне реальное наглядное пособие, кстати, уж не знаю, кто его изобрёл наши после войны, или немцы до неё).

Третья часть кино – как наши сбежали. Побили тех, обхитрили этих. Напугали гражданских, подобрали остарбайтершу и зачислили её в экипаж стрелком-радистом («лобовым стрелком»), навели шороху в немецких тылах, поели сосисок запивая баварским. Стремясь при этом в Чехословакию. (Зачем?! Там же немецкая власть, Протекторат Богемии и Моравии под непосредственным управлением и марионеточное, союзное Германии Словацкое государство!). Немцы их пытаются перехватить, тот самый бывший комроты, а ныне начальник училища, получивший оплеуху по самолюбию, лично рвёт и мечет.

Вот где-то на границе Рудных гор наших зажимают в городе, танковая перестрелка (пяток «пантер» и Т-34-85 в упор на узких улочках, судя по архитектуре, снималось в Чехии или рядом, во всяком случае, похожее я там видел). Брошенная перчатка, рыцарско-ковбойский «танк на танк», и… Танки, зависшие над обрывом Гранд-Каньон, пистолет, как последний довод после танковых пушек, враг неожиданно благородно отдаёт должное твоему умению и доблести…

Ну, вы поняли. Наши победили.

Знаете, как в старом анекдоте – уходить надо после первой части.

Подмосковная танковая перестрелка на пистолетной дистанции абсолютно неправдоподобна и нереалистична, но захватывающа. Интересно следить за ней. Снято красиво, увлекательно, здорово. (Вы помните «Фьюри»? Расстрел колонны «Шерманов», там тоже «Шерман» стрелялся с «Тигром» в упор. Идиотизм, но как красиво снято!).

И, в отличие от того же «Фьюри», танковая дуэль здесь в более аутентичных и понятных условиях – не в чистом поле Франции, вдоль бокажа, а при атаке села (не деревни, прошу заметить – тут и церковь, и школа есть!). Первая треть – лучшее, что есть в фильме.

Ну, понятно, что танки так не воюют, «тройки» не особенно похожи на себя, и т.д., и т.п. Но это кино! Уймитесь, заклёпкометристы!

Да!, лично мне не хватало даже не то, что авиации, хрен с ней — пасмурно, зима — а пехоты и артиллерии, но и с ней хрен тоже. Иначе такую танковую дуэль и не покажешь – вдруг выяснится, что бог войны – вовсе не танки, а артиллерия, а пехота в таких условиях нужна ровно для того, чтоб мешать танковым экипажам чувствовать себя, как в рекламе, «защищёнными на сто процентов». Но снято занимательно, смотришь с удовольствием.

Немец, играющий немца, в люке комбашенки танка вообще был похож (благодаря отпущенной на спор бороде) на капитана атлантического унтерзеебота, только замени серую фуражку на мягкую белую. Будущий Томас Кречманн, не иначе.

рецензия на фильм т-34

Но дальше, увы, создателей не хватило. Понятно, для детского кино и не надо, но… Получилось, что «затравочное чукалово» превосходит не только среднюю связующую часть, но и «финальное чукалово». Ладно, концлагерные условности, тут нам якобы дают время передохнуть, познакомится с героями, во время того, как они чинят танк… Но нет. Действие просаживается, диалогов и действий, способных просадку оправдать нет.

А дальше героический побег от трёх «Пантер» и дуэль с другими «Пантерами», которая сильно проигрывает первому бою.

Как ни странно, и Александр Петров и Добронравов-младший тут очень удачны, я аж удивился. (Петров, не изображая мажора или гопника, оказывается, вполне может быть актёром, а Добронравов, хоть и с усами как у отца, тоже вполне себе самобытен). Не удачен тут перебор со «слоу мо / булетт тайм / или как оно там». Ну один раз нам показали, как снаряд летит, в замедленной съёмке, ну два, ну три, ну четыре/пять/шесть… На десятый раз надоедает. Напоминает компьютерную игрушку вроде «Вар Тандер» (как там в богопротивных «Ворлд оф Танкс» я не знаю).

Переизбыток «голимой» компьютерной графики – основная претензия. Задалбывает.

А актёры удивляют. Я-то думал, изначально, что А.Петров будет как всегда – и был искренне поражён, что он может и без вот этого своего набившего оскомину образа. А Добронравов-младший (тот, что в фильме Квартета И немногосекундным «гренка не может стоить 8 долларов а крутон может», срывал зрительские аплодисменты) тут вовсе выше всех похвал. Вот вроде только бялорусский акцент изображает да за рычаги держится – но так здорово!

Знаете, «у них там сейчас», на загнивающем Западе, последние десять лет популярны фильмы по комиксам. То есть красочная натуралистическая реализация красочного вымысла. Который выгоды ради, впендюхивают, переводя и переозвучивая, всему миру. Фильм «Т-34» из той же оперы. Отчастиреалистическая сага о супергерое и суперзлодее на историческом субстрате. С убогим сценарием и обильными спецэффектами. И наши победили. (И не ванькИ-наши победили случайно, а Герои-наши победили, несмотря ни на что. Так давайте такую линию продвигать, продавать фильм в Китай. И Японию. И Европу. И вообще. Давайте, наконец, покажем в кино, что у гитлеровской Германии была лучшая армия на земном шаре, и только СССР смог против этой армии выстоять. И победить).

Хорошая сказка. Пусть с ненужной любовной линией, пусть после вступления просела и покатилась, — но хорошая сказка для взрослых. Нужная сказка.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Андрей Гузенко (Erofey)

Автор сайта с наибольшим стажем. На сайте с 2005 года.

Журнал автора: http://erofey-manager.livejournal.com


ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ