О «Титанике», «Олимпике» и розовом цвете боевых кораблей

Зашёл я как-то недавно в один магазинчик, и просто глаза разбежались. Нет, не от изобилия товаров, низких цен или иного прочего. От оформления.

гибель титаника
Напольная плитка расположенная по системе «вырвиглаз».

Кому что, а мне это напольное покрытие напомнило вот такую картинку.

гибель титаника
Нет, конечно, имеются и гораздо более вырвиглазные варианты такого камуфляжа, но тут весьма примечателен ещё и сам корабль.

Не узнаёте? Да это же «Титаник» «Олимпик»!

Вообще, «Олимпик», честно тянувший лямку почти четверть века, как-то незаслуженно затерялся в тени мрачной славы своего младшего брата, «Титаника». (Хотя, «брата» ли. По-английски то будет «сестра», «систершип»). Я уж не говорю о том, что этих однотипных братьев-сестёр было аж трое.

Но сначала пару слов о необычном камуфляже. По-русски такие штуковины обычно зовутся «ослепляющим» или «деформирующим» камуфляжем. По-английски – что-то вроде «razzle dazzle». Ну, они, англичане, авторы сего вырвиглазного непотребства, им виднее.

Вообще, визуально прятать проход, пышащий чернющим угольным дымом изо всех труб – занятие бестолковое. Точно так же, бестолково визуально прятать не шибко дымящий дизелями (или не дымящий атомным реактором) корабль при наличии всяких там радаров. Но в тот самый краткий миг между «вчера было рано – завтра будет поздно», пришедшийся как раз на Первую Мировую, подобный камуфляж и изобрели.

гибель титаника
На мой дилетантский взгляд, польза от такого камуфляжа на чёрно-белых фото гораздо выше, чем в реальной обстановке. Собственно, как и с современным «пиксельным» камуфляжем. Тепловизору как-то плевать на намалёванные пиксели.

Понятное дело, предназначением такого камуфляжа было не скрыть наличие корабля, как такового. Назначение окраски – запутать и сбить с толку вражеских наблюдателей, затруднить им опознавание судна, определение его курса и скорости. В общем, именно «ослепляющий и деформирующий камуфляж». Подобно зебрам, чья яркая и приметная для «глазастых» высших приматов окраска, не вполне очевидна кошачьим и собачьим хищникам, с их чёрно-белым зрением. Ну и муха це-це, говорят, своими фасетками в эту полосатую фиговину не может прицелиться.

гибель титаника
На у что? Смотрится вполне арт-деко, и на поставках краски можно изрядно получить «на откатах».

«Ослепляющий» морской камуфляж быстренько вырос в ВМФ Англии, был интенсивно поддержан в США, но после Первой Мировой так же быстро сошёл на нет. Технический прогресс, что вы хотите.

гибель титаника
Кстати, забавные «ломаные» и многоцветные камуфляжи английской и французской бронетехники Первой Мировой явно из тех же корней выросли. Замаскировать чадящий движущийся металлический сарай традиционными впоследствии хвойными веточками не представлялось особо возможным, а вот раскрасить его во все цвета радуги – да запросто.

Впрочем, реинкарнация «визуального» камуфляжа вновь появилась в той же Англии в начале Второй Мировой – в виде того самого «маунтбеттановского розового».

Изобрёл это дело Луи (вообще – Людвиг, английские Виндзоры же, до переименования, были немецкими Саксен-Кобург-Готами, а эти были Баттенберги) Фрэнсис (раз Луи, то может и Франсуа?!) Альберт (в честь мужа Виктории?) Виктор (в честь самой Виктории?) Николас (в честь нашего Николая I?) Маунтбеттен-Бирманский (практически, Суворов-Рымникский). Родной дядя греческого (или датского? да кто этих аристократов разберёт!) мужа ныне действующей бабули королевы Англии Елизаветы-дай-бог-здоровья-Второй. И, заодно, племянник, что ли, нашего Николая II.

Короче, сей породистый, с хорошей родословной, паренёк сорока лет от роду, командовал во время Второй Мировой войны одной из флотилий эсминцев.

И изобрёл особый камуфляж для своих эсминцев – эдакий серо-розово-лиловый, чтоб на линии горизонта корабли сливались с лучами восходящего/заходящего солнца.

Так, что «розовый танк» Фёдора нашего Бондарчука, это не так уж и плохо.

гибель титаника
Если честно, бондарчуковскую экранизацию «Обитаемого острова» я осилить так и не смог. Слишком хорошо я знаю и люблю читанный-перечитанный оригинал Стругацких.

У маунтбеттановской идеи были, «как ни странно» ( 🙂 ) некоторые недостатки. Во-первых, «работал» камуфляж только на ясном рассвете и закате, в полдень или ненастье выгоднее был обычный серый. Во-вторых, надо было придерживаться точных пропорций при смешении красок. Стоило чуть переборщить с пигментом, и получали ярко выделяющийся «красный» корабль. В общем, над маунтбеттановской эскадрой эсминцев, в угоду прихотям королевского родственника, поиздевались, остальные корабли как были серыми, так и остались.

Ну и «ослепляющим» камуфляжем уже не баловались – при наличии радаров скрывать курс и расстояние окрасом «под зебру» стало бессмысленно.

Однако, вернёмся назад, к совершенно невоенному «Олимпику» и однотипным с ним «Титанику» и «Британнику».

Вообще, эти три корабля компания «Уайт стар лайн» построила чтобы заткнуть за пояс основного конкурента – компанию «Кунард лайн». Боролись, естественно, за трансатлантические перевозки. Но боролись по своему. «Кунард лайн» поддерживалась британским правительством, «Уайт стар лайн» обошлась без господдержки, вступив в американский трест.

гибель титаника
«Кунард лайн». На счёт «фастестс» — несомненно да. А вот пальму первенства в вопросе «ларджест» пришлось вскоре уступить. Кстати, подобная «ледокольная» окраска была и у судов «Уайт стар лайн», разве что у её кораблей трубы были однозначно жёлтыми. (В одномоментном российском военном флоте практиковалась «палевая», в общем-то, тоже жёлтая, окраска труб боевых кораблей. Пока Русско-японская война не показала, что боевому кораблю иметь в конструкции ярко окрашенные и хорошо заметные элементы ни к чему. А потом маятник снова качнулся в другую сторону – и изобрели «ослепляющий» камуфляж. Ну, вы знаете, чем это кончилось).

У «Кунарда» «тяжёлой артиллерией» выступали однотипные «Мавритания» и «Лузитания» (эксплуатировались с 1907 года). Первая завоевала в 1909 году «Голубую ленту Атлантики» (почётный условный приз – за скорость пересечения Атлантики) и удерживала её два десятка лет.

Но, как и в случае с «уайт стар лайновскими» систершипами, более известна «младшенькая» из пары — «Лузитания». И опять, таки, более известна своей катастрофой – в 1915 году её торпедировала немецкая подводная лодка.

гибель титаника
Лайнер «Мавритания».

В отличие от более поздней «уайт стар лайновской» тройки, «кунардовская» парочка строилась по военно-морским спецификациям, непотопляемость их была заложена с оглядкой на военные корабли. Но от торпеды это не спасло. «Лузитания» затонула за двадцать минут, унеся жизни почти 1200 человек.

«Мавритания» Первую Мировую пережила и была списана в 1934 году.

гибель титаника
И опять «Мавритания», но во времена Первой Мировой. Почувствуйте разницу и соберите в кучу разбегающиеся глаза. Опять «ослепляющий» камуфляж.

На «кунардовских» «рекордсменов» «Уайт стар лайн» решила дать «асиметричный» ответ. За быстроходность решено было не бороться, сделав упор на вместимость и комфорт. В конце 1908 года заложили первый корабль серии – «Олимпик». А в марте 1909 года рядом начали строить второй корабль – «Титаник». Третий корабль планировали назвать «Гигантик». Его заложили в ноябре 1911 года.

Так уж получилось, что к моменту выхода «Титаника» в апреле 1912-го в первый и последний рейс, «Олимпик» эксплуатировался уже почти год, и ходил через Атлантику вполне успешно. А «Титанику» очень не повезло. Как это обычно бывает, «звёзды сошлись» самым неблагоприятным образом, и череда случайностей и частностей привела к печальному итогу. Хотя, другие случайности и события могли катастрофу предотвратить.

Например, после загрузки угля в Белфасте 1 апреля 1912 года, на «родной» верфи, перед «официальным» выходом, в угольном бункере №6 начался пожар, который еле уняли и уголь там тлел две недели, окончательно затухнув буквально за день до катастрофы. А ведь государственный инспектор принимающей комиссии мог и стопануть эксплуатацию.

Или едва предотвращённое столкновение с кораблём «Нью-Йорк» при выходе в рейс из гавани Саутгемптона 10 апреля 1912-го. Двигающийся огромный «Титаник» гидродинамически «подсосал» сорвавшийся со швартовых лайнер «Нью-Йорк», и только стараниями буксиров столкновения удалось избежать, суда разошлись практически «впритык». И тут же чуть не сорвало и стукнуло ещё один лайнер, «Оушеник». Всё обошлось, но к добру ли? (Подобные «гидродинамические» причуды прохождения массивных кораблей рядом с относительно небольшими уже случались с систершипом «Титаника» — «Олимпиком», но об этом ниже).

Ну, или можно вспомнить, что 14 апреля планировалось провести шлюпочную учебную тревогу. На судах компании «Уайт стар лайн» было традицией проводить эти учения каждое воскресенье. Но тут учения отменили, ветер мол, сильный. Хотя «ветер» создавал сам идущий полным ходом «Титаник», на море был штиль. А на следующий день, 15 апреля, учебную тревогу проводить было уже не на чем.

гибель титаника
Последняя «прижизненная» фотография «Титаника».

Выйдя 10 апреля 1912-го из Саутгемптона, он перешёл во французский Шербур, догрузился «европейскими» пассажирами и отправился в Куинстаун (ныне ирландский Корк), где 11 апреля встал на рейде и принял ирландских эмигрантов. (В общем, как-то так до Америки лет пятьдесят добирались будущие конкуренты — итальянская и ирландская мафия. Якобы, именно разбушевавшихся «итальянцев» выстрелами из револьвера утихомиривал пятый помощник капитана Лоу при эвакуации. Во всяком случае, так заявлял он сам, спасшийся, в отличие от этих «итальянцев»). С рейда Куинстауна, после полудня, «Титаник» и отправился в Нью-Йорк.

Интересный «конструктивный» момент: у «Титаника», точнее, у «Олимпика» и его систершипов, чуть не впервые в пассажирском кораблестроении пассажирам третьего класса – на 146% многонациональным эмигрантам из Европы в Америку – были предоставлены «человеческие» условия перевозки, а не традиционные «чуть лучше, чем для негров-рабов». Но, при этом, мужчины и женщины, вне зависимости от их семейного положения, перевозились строго отдельно, мужчины в носовых помещениях, женщины – в кормовых (каюты-то были системы «современный хостел»).

Помещения третьего класса отделялись от остальных запертыми решётками – не столько по социальным дискриминационным традициям, сколько по требованию иммиграционной службы США: пассажиры первого и второго класса выгружались «нормально», на пристань, а «третьеклассников» сдавали отдельно, на медосмотр и карантин. Кстати, медосмотр пассажиры третьего класса проходили и при погрузке – пассажиры с выявленными вшами и блохами на борт не допускались.

Подобная практика привела при катастрофе к закономерному итогу – множество перегородок забыли/не смогли/не стали отпирать, без посторонней помощи пассажиры метались в хитросплетениях металлических лабиринтов. Там и остались навечно.

Вот ещё одно примечание к условиям обитания. Имелся такой бытовой момент – все туалеты и ванные на борту, пусть и свои для своих классов, были общими, что для третьего класса, что для первого. Даже дорогущие каюты первого класса своими санузлами не оборудовались. Индивидуальных туалетов и ванн на весь роскошный корабль, рассчитанный на три с лишком тысячи человек, было около пяти – в капитанской каюте и нескольких экстра-люксах.

Водопровода, кстати, тоже не было, умывальники в каютах первого и второго класса оборудовались емкостями для чистой и грязной воды, которые обслуживали и меняли стюарды. На самом «Титанике» не успели, а вот на «Олимпике» стюарды жаловались – пассажиры, особенно третьего класса, особенно ночью, не затрудняли себя поиском уборных в бесконечных металлических лабиринтах корабля, а выбирали ближайший укромный закуток, и…

Кстати, известная сцена из известного фильма известного режиссёра ну никак не могла произойти в реальности. Вот вообще.

гибель титаника

Доступ на полубак пассажирам был категорически запрещён – чтоб не мешать команде. В том числе – вперёдсмотрящим. Да и уронить на пальцы ноги тридцатитонный якорь – не самая лучшая идея. Для «выгула» пассажиров третьего класса предназначалась «выемка» между полубаком и надстройкой (и «выемка» за надстройкой, в корме), «чистые» пассажиры первого и второго класса гуляли по палубам надстройки.

Опять таки, кстати, не менее известная «сцена в автомобиле» тоже не могла произойти в реальности. Единственный на «Титанике» автомобиль, «Рено», принадлежавший некоему «первокласснику» Уильяму Картеру, перевозился в разобранном виде и упакованным в ящики.

гибель титаника
А теперь представьте эту самую сцену в тесном деревянном контейнере, среди опилок, железяк и машинного масла. В грузовом трюме, куда нет доступа пассажирам. И холод, сравнимый с температурой забортной солёной воды – минус 2 по Цельсию.

Были и другие «совпадения» и «случайности», связанные с рейсом «Титаника». Например, такая неожиданная штука, как максимальное за полторы тысячи лет сближение Луны с Землёй в январе 1912 года, что повлекло особо сильные приливные волны, выносившие айсберги на юг дальше обычного. Или забастовка рабочих-угольщиков, случившаяся в Англии весной 1912-го, из-за которой суда не могли выйти в море и многие матросы остались без работы. Из них-то и была набрана, в последний момент, подавляющая часть команды «Титаника», не успевшая толком ознакомится с планировкой корабля. А, заодно, из-за той же забастовки была «добрана» часть не смогших отплыть пассажиров – с доплатой или с понижением класса (билеты на «Титаник» стоили дороже, чем на «более простые» суда «Уайт старз лайн»). И всё равно, «Титаник» ушёл заметно недогруженным и незаполненным. К счастью.

«Олимпик», кстати, в это время был в Америке, и должен был идти на встречу. То-ли 15-го, то-ли 16-го они с «Титаником» должны были разминуться. Естественно, не в «прямой видимости», а за десятки миль друг от друга.

С одной стороны, случаи столкновения больших и быстроходных трансатлантических лайнеров с айсбергами не были такой уж редкостью. С 1856-го по 1911-й было как минимум пять таких больших столкновений. При этом погиб только американский колёсный пароход «Пасифик» в 1856-м году. (Да, «Пасифик» в Атлантике, бывает и так).

В остальных случаях большие быстроходные пассажирские пароходы (два британских и два немецких) фронтально таранили айсберги, вминали себе форштевень, повреждали носовые отсеки с минимумом или вовсе с отсутствием жертв, но не только оставались на плаву, но и сохраняли ход, и благополучно добирались до порта. Последний перед «Титаником» случай столкновения с айсбергом произошёл с «кунардовским» лайнером «Колумбия» в 1911-м году.

В общем, боятся «Титанику» было нечего. Но, опять таки, череда совпадений… От недоукомплектованности спасательными средствами (количество шлюпок рассчитывалось, по тогдашним правилам, исходя из тоннажа судна, а не из пассажировместимости), до отсутствия биноклей у вперёдсмотрящих (анекдотичный случай – капитан Смит при переводе забрал с «Олимпика» и своего главного помощника, в результате сдвигов и переводов среди семи или восьми «помощников капитана», бывший первый помощник с «Титаника» был переведён на «Оушеник» и случайно унёс с собой ключ от сейфа, в котором лежали бинокли. Вперёдсмотрящие об этом доложили, но у новых помощников капитана не достало времени вскрыть сейф. Знаменитый английский авось).

С другой стороны, «Титаник» столкнулся с айсбергом не фронтально, а по касательной. Вперёдсмотрящие идущего полным ходом в безлунную ночь парохода успели заметить айсберг, доложили на мостик, там стали «принимать меры»… В общем, вместо того, чтоб вмять нос корабля, айсберг проехал вдоль правого борта. Собственно, в отличие от обывательского представления, листы обшивки он не «пропорол». Просто от удара и давления раскрылись швы, посрезало заклёпки и бортовые листы разошлись. В открывшиеся швы и хлынула вода.

Ну а дальше вы знаете. За два с половиной часа корабль затонул. Шлюпок в принципе не хватало на всех людей, бывших на борту, так ещё и команда «отличилась».

Вот честно, я не знаю, как относится к Чарльзу Лайтоллеру, второму помощнику капитана, самому старшему из спасшихся офицеров. (Третий в иерархии после капитана, старшего и первого помощников). С одной стороны, он организовывал и осуществлял эвакуацию по левому борту и сам спасся в последний момент, почти чудом, на перевёрнутой кверху дном складной шлюпке. С другой стороны – он как-то очень буквально понял приказ капитана «сперва женщины и дети». В какие-то 65-местные шлюпки его борта погрузилось всего человек двадцать, в какие-то – сорок. (Потом, кстати, никто из них не вернулся к месту крушения, чтобы подобрать с воды спасшихся. Типа, боялись водоворота, которого не было и в помине. Но зато вволю и бездеятельно два часа слушали крики замерзающих и умирающих людей. Бог им судья). Мужчин до погрузки в шлюпки Лайтоллер в принципе не допускал, даже когда под рукой желающих «женщин и детей» не было вовсе, и шлюпки спускались полупустыми.

Впрочем, надо отдать должное – владелец компании «Уайт стар лайн» (и, соответственно, самого «Титаника») Дж.Б.Исмей влез в шлюпку с другого, правого борта.

Как и известная «светская львица» и «модельер» (как назвали бы сейчас) Люси Дафф-Гордон, эвакуировавшаяся одной из первых в полупустой шлюпке правого борта вместе с ручным шпицем и ручным мужем Космо. Злые языки утверждали, что заодно они спасли и свой багаж, что занял места людей. Правда это или нет – бог весть (в смысле, про багаж, остальное – правда, собачка и муж «миллионщицы» эвакуировались наравне с женщинами и детьми). А вот не менее миллионеристая «первоклассная» пожилая чета Штраусов осталась на борту. Ида Штраус отказалась занимать место в шлюпке и осталась со своим мужем, Исидором Штраусом, который отошёл в сторону и не стал «пихаться локтями» и козырять состоянием.

«Титаник» не перенёс первого же столкновения в первом же рейсе. На долю «Олимпика» выпало аж четыре столкновения. Правда, не с айсбергами. За свою карьеру «Олимпик» вволю натаранил другие корабли.

гибель титаника
«Олимпик» после столкновения с бронепалубным крейсером HMS Hawke.

Уже в самом начале карьеры, в пятом рейсе, 20 сентября 1911 года, «Олимпик» столкнулся с бронепалубным крейсером «Хок» (спущен на воду в 1891-м году). В общем-то они не слишком удачно расходились, крейсер проходил сзади, догоняя лайнер, и пересекая его курс за кормой, но тут сыграло то самое, вышеупомянутое «гидродинамическое присасывание». Когда нос небольшого крейсера был вблизи кормы здоровенного лайнера, его, крейсер, неудержимо повело – и, в итоге, крейсер вписался форштевнем в правую сторону кормовой части «Олимпика». Лайнеру-то пофиг, «жираф большой», он отделался пробоиной и лёгким испугом, а вот крейсер основательно помяло.

гибель титаника
Бронепалубный крейсер «Хок» после встречи с лайнером «Олимпик».

После судебных разбирательств виноватым в происшествии признали, как ни странно, не законы физики, а компанию «Уайт стар лайн» (ну, Адмиралтейство-то как раз поддерживало их прямых конкурентов – «Кунард лайн», ничего удивительного).

А изрядно устаревший крейсер «Хок» был торпедирован и потоплен немецкой подводной лодкой в октябре 1914 года. Из шестисот человек, находившихся в то время на его борту, спаслось около семидесяти.

После столкновения «Олимпик» ушёл для ремонта на верфи в Белфасте, туда, где его построили, и какое-то время вновь стоял рядом со своим достраивающимся систершипом, «Титаником». Для быстрейшего восстановления «Олимпика» с достройки «Титаника» сняли изрядную часть рабочих, потому у заложенных всего с трёхмесячным разрывом кораблей и образовался почти годичный разрыв в начале эксплуатации.

После гибели «Титаника» в 1912-м, как «официальные власти», так и корпорации развили бурную деятельность. До умов вдруг дошло, что определять минимум шлюпок от «водоизмещения в сколько-то там тысяч тонн» несколько глупо для парохода, перевозящего три-четыре тысячи людей. На том же «Титанике» даже при идеальном заполнении шлюпок в принципе спастись могло не более трети пассажиров.

Прибывший в Англию «Олимпик» начал экстренно дооборудоваться дополнительными шлюпками. Кстати, изначальный отказ от «лишних» шлюпок, которых и так, формально, на «уайт старз лайновских» систершипах было чуть больше министерской нормы, был связан с эстетическими соображениями – посчитали, что «лишние» шлюпки будут только загромождать прогулочные палубы и портить внешний вид кораблей. Строящийся «Гигантик» во избежание нехороших ассоциаций срочно переименовали в «Британник» и внесли кардинальные «шлюпочно-спасательные» изменения в конструкцию.

Впрочем, самому младшему из тройки кораблю, спущенному на воду в самом конце февраля 1914-го это не слишком помогло. Корабль ещё достраивался на плаву, когда началась Первая Мировая война. В качестве пассажирского трансатлантического лайнера он так никогда и не был задействован. 13 ноября 1915-го, одновременно с официальным окончанием достройки, «Британник» был официально конфискован Адмиралтейством и был определён как госпитальное судно.

гибель титаника
«Британник» в качестве госпитального судна. Как пишут, в отличие от североатлантических «коммерческих» традиций, корпус был окрашен в белый цвет (что видно), а на борту была нанесена зелёная полоса и красные кресты (что на чёрно-белых фотографиях неочевидно).

В 1916-м судно успело совершить всего три рейса в Средиземное море, вывозя раненных печально известного галлиполийского десанта АНЗАК.

В ноябре 1916-го судно отправилось в очередной средиземноморский рейс за ранеными. 17-го ноября 1916-го, после загрузки угля в Неаполе, на борту случился инцидент – десяток членов машинной команды подняли бунт и предприняли попытку захвата судна. Все они были ирландцами и членами ирландской военизированной повстанческой организации. (Ну, что там у ирландцев было до ИРА? Как называлось? Их же была масса, что тогда, что потом, что сейчас). Ирландское Пасхальное восстание было как раз в апреле 1916-го, вот какие-то «боевики» спустя полгода и тут отметились. В результате перестрелки на борту, все бунтовщики были убиты.

Спустя несколько дней, 21-го ноября, между греческими островами Кея и Китнос «Британник» налетел на одну из мин, выставленных незадолго до того немецкой подводной лодкой. Корабль продержался на плаву чуть менее часа. За это время на борту успела появится и быть подавленной паника и организована успешная эвакуация, благо на корабле был только морской и медицинский персонал, до раненных «Британник» так и не дошёл. Из 1134 человек на борту погибло 30 – первые две шлюпки, занятые и спущенные в панике, затянуло под ещё не остановленные винты, и порубило, вместе с людьми, в мелкие ошмётки.

В отличие от «Титаника», ушедшего на океанскую глубину в три с лишним километра, «Британник» опустился на средиземноморское мелководье в полторы сотни метров. На дне он лежит правым бортом, закрывая пробоину, оставленную там взрывом.

Самый первый корабль серии, «Олимпик», оказался самым «долгоиграющим». Прослужив трансатлантическим лайнером три года, с началом Первой Мировой корабль был реквизирован Адмиралтейством и стал войсковым транспортом. В числе прочего, он совершил десять рейсов в Америку, перевозя воинские контингенты.

В ходе одного из таких рейсов, у мыса Лизард (в самом юго-западном углу английского «крокодильчика»), 12 мая 1918-го года, корабль был атакован немецкой подводной лодкой U-103. Но всё пошло неожиданным образом – резко уворачиваясь от торпеды, «Олимпик» наскочил на рубку вытолкнутой на поверхность после торпедного залпа субмарины и разрубил её форштевнем. Немецкая подводная лодка пошла ко дну, нескольких спасшихся немецких подводников подобрали эсминцы охранения.

После окончания войны и ремонта, лайнер вышел на трансатлантические пассажирские перевозки в июне 1920-го. Маршрут остался прежним – Саутгемптон-Шербур-Нью-Йорк. В 1924-м последовало очередное столкновение – в корму «Олимпика», выходившего из нью-йоркского порта, въехал британский пароход «Сент Джордж» компании «Фёрнесс лайн», «Олимпик» опять отделался лёгким испугом.

В 1934-м году давние конкуренты, «Кунард лайн» и «Уайт стар лайн», объединились (на фоне общего экономического упадка, депрессии и падения интенсивности и прибыльности трансатлантических перевозок). В первом же рейсе у «старых новых хозяев» «Олимпик» столкнулся в очередной раз – на подходе к Нью-Йорку лайнер в тумане перерезал стоявший на якорях плавучий маяк «Нантакет», мгновенно отправив его на дно вместе с восемью членами экипажа.

Вообще, считается, что львиная доля «пропавших без вести» и «не вернувшихся в порт» в Северной Атлантике небольших шхун и рыболовецких судов, исчезнувших в первые десятилетия XX века, находятся на совести быстроходных массивных трансатлантических лайнеров. Ночью, на полном ходу да в тумане… Там, не то, что приближающееся мелкое судёнышко, но и сам факт столкновения с ним могли не заметить. Слон и моська. А могли и заметить, но отнестись как машинисты локомотивов относятся к случайно выбредшим на пути коровам. Или людям. Океанский пароход хоть и не по рельсам идёт, но точно так же вмиг не остановится, и в сторону не отвернёт.

гибель титаника

Последний рейс «Олимпик», капитально не ремонтировавшийся с войны, совершил в 1935 году. После чего был продан на слом. Вместе с бывшим конкурентом – лайнером «Мавритания».

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Андрей Гузенко (Erofey)

Автор сайта с наибольшим стажем. На сайте с 2005 года.

Журнал автора: http://erofey-manager.livejournal.com


ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ