28 ПАНФИЛОВЦЕВ
Кино, финал, титры. Зрители встают и расходятся в полном молчании. Задумчивые какие-то, но явно вдохновленные. Чуть позже проза жизни обязательно сдует это настроение, посеянное фильмом, но на какое-то время люди почувствовали внутри себя что-то лучшее. При выходе из зала взгляд упирается в две дебильные рожи с постера «ёлок-5». Надо же, при входе уже видел его, но не почувствовал, насколько он примитивно и фуфлово выглядит. Да, вот так и посмотрел «28 панфиловцев».
Первое слово, чтобы закрыть тему, будет об истории. С момента объявления о начале работы над фильмом в интернетах как только не мусолили подвиг панфиловцев. Да, вполне ожидаемо повылазило на белый свет нечто мезко-темное, стремящееся своим прикосновением обратить всё светлое в фекальную грязь. Но появились и защитники канонической версии, появились историки, возникли дискуссии. Имеющие уши услышали факты, разобрались в своем отношении к подвигу советского народа и, надеюсь, посмотрели/посмотрят фильм. Ибо он того стоит.
Что до меня лично, то я давно уже решил, что в художественном кино искать историческую истину немножко неправильно. Задача кино в другом. Конкретно у военных фильмов – будить в народе чувство патриотизма, благодарности к предкам и уважения к их подвигам. Если образ панфиловцев собирательный, усредненный, то фильм об их подвиге уже снят и не один. Таким фильмом можно счесть и «Горячий снег», и «Аты-баты, шли солдаты». Да-да, там о других событиях, даже годы другие, но суть та же – немецкие танки, подвиг и самопожертвование.
Но пора вернуться к сути фильма. Какой он? Знаете, ответить не так просто. Он однозначно лучше подавляющего большинства всего, чем нас пичкали последние 25 лет, но он же не похож и на советскую классику. Ниже постараюсь развернуть эти мысли.
Прежде всего, надо сказать, что в «28 панфиловцах» нет драматургии. Здесь нет драмы, каких-то отношений между людьми, какой-нибудь смазливой медсестрички, ждущей солдата с войны девушки или хотя бы матери. Нет дружбы, предательства. В общем, нет ничего отвлекающего нас от легендарного боя. Есть только бой, бой и еще раз бой. Полтора часа сражения с немцами и праздника для глаз.
Действие состоит из нескольких частей. Первое: перед боем, подготовка бойцов, некоторое знакомство с отдельными персонажами, выдвижение на позиции. Далее идет первая атака немцев, большие потери роты. Тут-то и остаются в строю 28 человек во главе с политруком Клочковым. И наконец затяжной финал – вторая атака немцев и бой двадцати восьми панфиловцев.
Во-вторых, фильм нацелен на гипер-реализм. Что имеется ввиду? В последнее время любое произведение на тему войны подвергается разбору под микроскопом. Знатоки с увлечением пересчитывают заклепки на броне, оценивают меру и глубину тактической безграмотности авторов кино. И фильмы всё чаще откликаются на требование достоверности. Кстати, в пику американским произведениям, вершиной развития которых стал откровенно фантастический финальный бой в «Бреде Питте и четырех танкистах», то есть в «Ярости».
Ну так вот, есть ощущение, что «28 панфиловцев» на сегодняшний день самое достоверное кино о войне. Отбросив всю драматургию, авторы сосредоточились на мельчайших деталях. Тут вам и прозаклепки расскажут, и СВТ покажут, и патроны в магазин позагоняют, и покажут/научат пользоваться бутылками с зажигательной смесью. И еще много чего. Боюсь, по неграмотности многие детали я даже и не схватил глазом с первого раза.
Нужно сказать и о впечатлении, производимом звуковым сопровождением. Музыка проста, бодра и, если можно так сказать, патриотична. Кстати, в компьютерных играх похожая бывает. В совокупности с грохотом канонады и пулеметной стрельбой пробирает. Слезу не пустишь, но дух поднимается. То есть авторы однозначно добились эффекта. Конечно, он усиливается большим экраном и мощным звуком. Если будет возможность, смотрите в кинотеатре. Думаю, на планшетнике или компе выйдет не то.
Небольшая ремарка. Первое появление фашистов в кадре сопровождается визуальными и звуковыми эффектами, которые меня аж заставили воскликнуть: «Орки!» Эти твари так же обезличены как порождение тьмы. Обезличены в буквальном смысле: если они и мелькают в кадре, то морды у них закутаны в платки-шарфы.
В целом же «28 панфиловцев» получились фильмом именно про войну, про бой, про технику и тактику. Авторы явно задались целью показать бой как можно достовернее и честнее. То есть так, как никто его еще не снимал. Этому-то и принесли в жертву драму. К слову сказать, советские фильмы всегда грешили плохой боевкой, а классикой стали исключительно благодаря драматургии. Здесь ситуация обратная.
Но как бы то ни было основной темой «28 панфиловцев» остается патриотизм. Суровый такой, без соплей и лишней патетики. Солдаты представлены настоящими мужиками, не трясущимися под огнем врага, готовыми умереть за родину. Да, слово «родина» снова выплывает. А то его как-то в последние десятилетия буквально стеснялись в киноподелках. Здесь же вспомнили и о национальном братстве народов СССР. Эта тема уж совсем была изгнана. А тут нате вам, жрите, господа либералы. Квинтэссенцией темы в фильме можно счесть фразу «А казахи что, не русские что ли?»
Наконец, еще один показатель качества фильма. Рядом сидел парнишка лет двенадцати-тринадцати. Так в самом начале он эдак расслабленно раскинулся на кресле, брал у сестры бутылку с напитком, отхлебывал. Но уже с середины фильма подался вперед, упер руки в подбородок и почти не моргая смотрел только на экран. А в самом конце, ей-богу, даже слезинку пустил. Ну уж если его пробрало, то фильм однозначно удался.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«…из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»
В.И. Ленин