БИЛЛИ БАДД — РЕЦЕНЗИЯ
«Билли Бадд» начинается и выглядит как исторический фильм на военно-морскую тему. Время действия: август 1797 года. Место действия: палуба британского фрегата «Мститель», патрулирующего французские воды. Главные действующие лица: формарсовый матрос Билли Бадд, каптенармус Клэггерт и капитан Вир. Французы в фильме появляются только под занавес, поэтому военно-историческим кино можно назвать с очень большой натяжкой.
Размер натяжки еще более возрастает, когда узнаешь, что фильм снят по повести Германа Мелвилла, автора сложного и, на мой вкус, спорного «Моби Дика». Учтем, сколько всякой философии напихано в «Моби Дика», и поймем, что без этого дела не обошлось и в «Билли Бадде».
Действительно, через сюжет из жизни корабельной команды автор пытается донести до читателя/зрителя… Что именно пытался донести до нас Мелвилл и авторы одноименного фильма, каждый решает сам.
Первый намек на что-то этакое имеет место близко к началу. Завязка такова. По морю идет английское купеческое судно «Права человека». Его догоняет «Мститель», заставляет остановиться, производит осмотр команды и забирает с купца молодого матроса Билли Бадда. Тот, отплывая, кричит: «Прощай, «Права человека»!»
Эта фраза звучит двусмысленно и намекает именно на то, на что намекает. Американец Мелвилл представляет (наверняка справедливо) быт британского военного корабля XVIII века полностью перпендикулярным правам человека в понимании гражданина США конца XIX века. Грубость команды, произвол офицеров, телесные наказания по мелочным придиркам, кормежка прямиком из свинарника.
Молодой парнишка Билли Бадд сразу окунается во вроде бы нечеловеческие условия существования. Но он светел, неунывающ, постоянно и всем улыбается, правдив до наивности, неизбежно располагает к себе любого. Ему присущ всего один недостаток (и то, если можно так сказать) – парень начинает дико, до полного речевого ступора заикаться, когда сталкивается с вопиющей несправедливостью. Можно сказать, на «Мститель» явился ангел.
Каптенармус (главный по наказаниям) Клэггерт отъявленная скотина, мерзавец и садист, получает удовольствие от мучительства. Можно заявить, что в его лице «Мститель» имеет своего дьявола. Он сразу проникается животной неприязнью к новичку. Жаль только, прицепиться тут не к чему. Бадд аккуратен и исполнителен.
Тогда в ход идут подлость и подлог. Находящийся в рабской зависимости от каптенармуса боцман тайком вносит небольшой беспорядок в личные вещи Бадда. Парень получает одно замечание за другим. Каптенармус ждет, что дело кончится поркой, но… Капитан Вир назначает Бадда старшим формарсовым матросом. Клэггерт пытается протестовать, но резко осаживается Виром.
Вообще зрителю сразу очевидно, что и капитан, и все прочие офицеры неприязненно относятся к каптенармусу. Но ни понизить, ни отчислить его с корабля (в открытом море, ввиду неприятельского берега) они не могут. Капитан осознает, что Клэггерт способен довести команду до бунта и надеется, что дело ограничится всего лишь убийством ненавистного офицера.
Так всё и тянется в сценах из морской жизни и диалогах. И уже можно подумать, что основной конфликт фильма заключается в противостоянии Бадд-Клэггерт, но не тут-то было. Такая банальщина слишком мелка для писателя уровня Мелвилла. Тем более, что «Бадд» его последнее и даже не до конца отшлифованное произведение.
На самом деле это произведение Мелвилла (судя по всему, более интересное, нежели «Моби Дик») могло бы вообще не увидеть свет. Неоконченная повесть долгое время после смерти писателя (1891 год) валялась в его архиве. На свет «Билли Бадд» был извлечен только в 1924 году, а окончательная доработанная по черновикам писателя версия вышла одновременно с рассматриваемым сегодня фильмом – в 1962 году.
Мелвилл, сам в юности бывший моряком, мог бы писать увлекательные реалистичные произведения на тему морской жизни. Да его собственная моряцкая судьба способна стать сюжетом приключенческого романа. В ней есть и побег, и служба на китобое, и плен у дикарей южных морей. Но Мелвилл отклонился в сторону философских произведений только слегка завернутых в морскую обертку.
Только под конец жизни, работая над «Билли Баддом», как мне кажется, писатель нащупал идеальное сочетание реализма и авторской мысли. Здесь не требуется никаких дополнительных пояснений. Все мысли автора можно прочитать, только следя за в общем-то обычным и реалистичным сюжетом.
Авторы фильма (среди которых такой матерый режиссер как Питер Устинов) хорошо подхватили это дело. Они не уклоняются от простой корабельной истории. Даже без философских мыслей кино смотрится выигрышно. Отлично сыгранные персонажи, яркие характеры (даже второго и третьего планов), хорошая модель корабля и соответствующий быт – всё это в соединении с основной интригой создает неплохое зрелище.
Да, кстати, об основной интриге. Как мы уже отмечали выше, дело не ограничивается простым противостоянием Билли Бадда и Клэггерта. Противостояние находит свой выход в столкновении. Нельзя конкретизировать детали – это будет пошлый спойлер, но дело доходит до суда над Баддом.
Именно суд становится кульминацией фильма. Именно здесь произносятся основные речи, а актеры второго плана вдруг становятся первыми. Напряжение достигает предела и, как положено, находит свое разрешение. Житейское и философское. А больше всего вдруг становится жалко капитана Вира.
После развязки еще долго по мозгу перекатываются разрозненные мысли. Не это ли и есть признак хорошего кино?
Скачать фильм
Файл avi, 1,36 ГБ
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«…из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»
В.И. Ленин