ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 1
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 2
ССЫЛКА НА ЧАСТЬ 4
Мавзолеи, ставшие крепостями у нас уже были, храмы, ставшие храмами других богов – тоже. Но это не значит, что остальные оставшиеся от античности развалины были бесхозно заброшены. Нет, в дело пошло всё.
ТО, ЧТО ПЛОХО ЛЕЖИТ
Наверное, стоит начать со своеобразной «реабилитации» жителей средневековья. Использовать доставшееся от прошлых времён (не по назначению использовать – в том числе) начали, конечно, не они. Всё это пошло из более ранних эпох.
Даже в те времена, когда культурная преемственность и традиции не прерывались упадком, когда техника и технологии были на высоте, использовать «то, что плохо лежит» для римлян было в порядке вещей.
Скажем, знаменитая триумфальная арка императора Константина.
Большое лирическое отступление
Император Диоклетиан, наведя порядок после «кризиса IIIвека», сам же подложил под этот новый порядок изрядную свинью – изобрёл тетрархию. Это когда в империи не один император, а сразу четыре. Два главных императора — Август Запада и Август Востока, и два их заместителя, Цезаря. Дескать, поуправляв пару-тройку десятков лет, августы должны уходить на пенсию, а их место занимать цезари. Бывший цезарь, ставший августом,в свою очередь назначает себе заместителя-преемника-цезаря, ну и так далее. Как говорится, «Неправильно сидим! Констанций– первый зам.! Пересядьте!»
Ну, сам-то Диоклетиан в отставку ушёл, и, по примеру ЭркюляПуаро, занялся на пенсии выращиванием овощей. А вот другие императоры, что «августы», что «цезари», такими прекраснодушными не являлись. И буквально следующее поколение «цезарей» и «августов» передралось между собой. Диоклетианом, до отхода от дел, были назначены Констанций Хлор и Максимиан. Их сыновья –соперники Константин и Максенций соответственно. Были ещё «неродственные»Максимин и Галерий. Кто из них был августом, кто цезарем – чёрт не разберёт. И всем хотелось «самим царствовати и всем владети».
В той борьбе верх взял Константин, помножив на ноль остальных цезарей и августов. Но потом и сам последовал порочной практике разведения «августов» и «цезарей» в избыточных количествах. С тех пор в Римской империи был управленческий бардак – даже вполне законных императоров, даже не воевавших друг с другом, в отдельно взятый момент времени могло быть чуть не пять штук сразу. Скажем, Август Запада, Август Востока, Цезарь Галлии, Цезарь Сирии и Цезарь ещё какого-нибудь чёрта. Конечно, чаще, чем мирно сосуществовать, они между собой дрались. В крайнем случае – интриговали и подсиживали.
Кстати, о Константине, Максенции и «секонд-хенде». Максенций, пока был императором, начал строить на римском Форуме базилику имени себя любимого. Но не успел. Ибо базилика была затеяна огромной, стала самым большим зданием, построенным на римском Форуме, и строилась долго. Для самого Максенция война с Константином закончилась поражением и гибелью, и базилику императора Максенция достраивали уже при императоре Константине. И огроменную статую Константина туда поставили. Инициативу Максенция предали забвению и стали восхвалять Константина.
Вернёмся, однако, к триумфальной арке. Константин, победив Максенция, затеял отметить это дело триумфальной аркой. И её скоренько собрали, использовав декор, ободранный с архитектурных памятников полуторавековой давности, оставшихся от «пяти хороших императоров».
Обдирать постройки предшествующих времён чтобы украсить свою,наверное, не слишком красиво, зато результат такой «сборной конструкции» хорошо сохранился до нашего времени. Может быть, в том числе и потому, что Константин ввёл в империи христианство, а ломать постройку, возведённую в его честь, католики постеснялись. А вот с постройкой, которая стоит в двух шагах от арки Константина, стесняться уже не стали.
Самый узнаваемый архитектурный памятник Рима (а может и всей Италии, а может и всей античности). Амфитеатр Флавиев. Ныне известный под прозвищем Колизей. (По-итальянски – Colosseo, с ударением на вторую «о»).
Начали строить этот амфитеатр при императоре Веспасиане, ввели в эксплуатацию при его старшем сыне, императоре Тите, а окончательно достроили при младшем – императоре Домициане. Отсюда и «официальное» название, в честь их краткой династии, династии Флавиев.
Небольшое лирическое отступление.
С последним представителем династии Флавиев, императором Домицианом, получилось не очень хорошо. Как император он не был так уж плох, что называется, «типичный представитель», ничего особенного. Но он умудрился вдрызг рассорится с аристократией и Сенатом. А потому, Домициан – чуть не единственный император, к которому сенатское «проклятие памяти» применили по полной программе и всерьёз – поломали статуи, стесали посвятительные надписи и барельефы. Триумфальная арка, построенная при Домициане, стала аркой Тита (типа, Домициан посвятил её победам старшего брата, потому трогать не будем). Храм Веспасиана тоже не сломали (построил Домициан, но ведь в честь папы!Тоже трогать не будем). И, естественно, не тронули Амфитеатр, доведённый до ума только при Домициане.
Небольшое лирическое отступление.
Кстати, с этим упомянутым «проклятием памяти» вообще вещь смешная. Вроде применялось к императорам вполне одиозным. То Калигулу проклянут забвением, то Нерона, то Коммода. Но последующие императоры их тут же — р-раз! — «реабилитируют» и обожествят. Ну, чтобы их самих потом не прокляли, чтоб прецедентов опасных не создавать.
А началась в средиземноморских цивилизациях эта петрушка, наверное, с Герострата. Вспомним «Новый Сатирикон». Узнав, что Герострат сжёг храм Артемиды в Эфесе только для того, чтобы оставить в веках своё ничтожное имя, греки решили – назло забудем его нафиг! И твёрдо это заучили, и детям наказали, и внукам. С тех пор любого грека возьми, разбуди среди ночи и спроси – чьё имя и поступок ты должен напрочь забыть? И он тут же, без запинки, ответит – я должен забыть имя проклятого Герострата, сжёгшего из тщеславия Храм Артемиды Эфесской! Как видите, «проклятие памяти» прекрасно работает почти две с половиной тысячи лет!
Амфитеатр Флавиев выдержал несколько пожаров и землетрясений, но христианизации и Тёмных веков выдержать не смог. Сначала запретили гладиаторов, потом травли зверей. Гонки на колесницах продержались в новой христианской культуре дольше всего, но и они сошли на нет. Впрочем, их и не в Колизее проводили, было несколько цирков или на наш, греческий, манер, стадионов (а ещё точнее, на не менее греческий манер – ипподромов). Которые по форме разительно отличались от амфитеатров.
Игры устраивать нельзя, представления устраивать нельзя, ничего нельзя, только молиться и каяться…Здание амфитеатра и комплекс гладиаторских казарм (располагались через дорогу и были соединены с Колизеем подземным переходом) были заброшены и запустели. Постепенно, стоявшее бесхозным строение амфитеатра застроили ларьками с сигаретами и шаурмой, домишками и всякими сараюшками. Был он какое-то время и укреплённым пунктом. (Возникает вопрос – какую из древнеримских построек средневековые итальянцы не переделывали в укрепление?). После, его заграбастали в собственность папы.
И всё время своего пост-античного существования Амфитеатр Флавиев потихоньку растаскивался на стройматериалы, благо целостность конструкции была нарушена несколькими землетрясениями. Только чудом не успели растащить всё. Так что потом, в просвещенном XVIII веке, пришлось изрядные отсутствующие куски отстраивать заново.
Небольшое лирическое отступление.
Чем отличается «театр» и «амфитеатр»? Ну, «амфи-» — это греческое «двоякий». Амфибия, да, двоякая жизнь. Амфитеатр – это «театр с обоих сторон». Так-то театр – плоская стенка, вокруг которой полукругом построено несколько ярусов зрительских рядов. Пришпандориваем два театра друг к другу, разделительную плоскую стенку убираем – опа! – амфитеатр.
Судьба Театра имени товарища Марцелла повторила судьбу Храма Божественного Адриана.Стены и колоннада были встроены в позднюю постройку. Точнее наоборот, на остатках театра построила себе домишко знатная аристократическая итальянская семья. Фотки, увы, нет, придётся верить на слово.
Небольшое лирическое отступление.
Марцелл – сын Октавии, родной сестры Октавиана Августа. Одновременно – муж Юлии, родной дочери Октавиана Августа от первого брака. Одновременно – был усыновлён лично Октавианом Августом. Считался главным кандидатом в наследники императорского престола. Но вовремя/не вовремя помер. Возможно, был отравлен Ливией – второй женой Октавиана Августа, ибо она хотела протолкнуть в наследники своего сына от первого брака – Тиберия.И ей это удалось.
Будь Амфитеатр Флавиев чуток поменьше, его бы, наверняка, разобрали чуть не до фундамента, на остатках стен построив какую-нибудь церковь. А так, получилось, что сначала одни папы усиленно разбирали Колизей на необходимые для их дворцов стройматериалы, а потом другие папы тратились на стройматериалы, чтобы отстроить и укрепить его заново. Круговорот стройматериалов в природе.
Сейчас Колизей,как одна из главных туристических достопримечательностей, снова служит девизу «хлеба и зрелищ».(Зрелище – оно для туристов.Ана них себе зарабатывают на хлеб местные граждане).
Ах да, чуть не забыл. Церковь из Амфитеатра Флавиев делать не пытались, но часовню в него встраивали. И алтари вместе со здоровенными крестами (в честь христианских мучеников) на арене ставили (конечно, до того, как раскопали подвалы. Там на несколько метров выше уровня арены всё было занесено землёй). Сейчас все эти католические наслоения убрали, оставив только папские надписи и кресты на стенах.
Можно себе представить изначальное величие конструкции, которую полторы тысячи лет уродовали и разбирали на стройматериалы, а она даже сейчас производит неизгладимое впечатление!
ЧТОБ ДОБРУ НЕ ПРОПАДАТЬ
Если пройти на Форум, за Базиликой Максенция можно встретить ещё одни «останки» его градостроительного творчества, попавшие в «добрые» христианские руки.
Зачем нам Кузьма и Демьян, спросите вы? А затем, что это самая-самая первая христианская церковь на римском Форуме. Собрана из двух частей. Та часть, что подальше, квадратненькая, выходит на Форум Веспасиана. Раньше, при глупых язычниках,в здании была библиотека. А кругленькое строение поближе, уже на территории изначального Форума – бывший Храм Ромула. Но не того Ромула, который Рим основал, а того, который был сыном императора Максенция.
В VI веке лангобардские короли их отдали римским папам, те здания объединили и обозвали церковью братьев Косьмы и Дамиана.Благо, языческий храм в честь других братьев – Кастора и Поллукса – стоял наискосок через Форум, неподалёку, и с ним надо было как-то бороться.
Поглядим теперь на другие объекты, попавшие во вторые руки. Далеко ходить не будем, пройдём от Амфитеатра Флавиев, мимо Храма Венеры и Ромы, через триумфальную арку Тита на Форум, к Храму Антонина и Фаустины.
Так, что тут перед нами?
Скучное кирпичное здание справа – Курия Юлия. Собственно «Курия» – это место собрания римского Сената. Именно там, в Курии, внутри, отцы-сенаторы сидели и свою нелёгкую сенаторскую думу думали.И Цицерон где-то там (но не конкретно тут) свои о-темпора-о-морес, в речах против Катилины выдавал, под рукоплескание собравшихся.
Название «Юлия» («Юлиев» – в смысле ответа на вопрос «чья?») – от Юлия Цезаря, при котором эту Курию начали строить. Доделали уже при Октавиане Августе. Предыдущая курия, Курия Гостилия, как это обычно в Риме случалось, сгорела.
Вообще, сенаторов было довольно много, в иные времена чуть не тысяча человек. Как они все помещались в таком достаточно небольшом помещении – загадка. (На которую ответ один – безблагодатность далеко не все сенаторы туда вообще ходили, тем более, одновременно).
Впрочем, насколько точно современная Курия Юлия передаёт габариты античной – большой вопрос. Ибо вVIIвеке её, как принято, перестроили в церковь. Современный вид Курия Юлия приобрела уже при большом любителе всего римского и имперского – Муссолини. Церковь разобрали, недостающее – достроили. Такчто курия, в отличие от многих римских развалин, практически не памятник, а реконструкция.
У древних римлян каким-то удивительным образом в одном месте, впритык друг к другу, находились и народные собрания (комиции и сенат), и главное торговое и политическое место (форум), и куча памятников и храмов, и вход в канализацию (Клоака Максима) и главная тюрьма (Туллианум).
Впрочем, подземная тюрьма, врезанная в склон Капитолийского холма, выполняла не только пенитенциарные, но и религиозно-сакральные функции. Помните, была такая римская фишка – триумф?
Полководец, с лицом, вымазанным красной краской, на колеснице, запряжённой четвёркой белых лошадей, пурпурная тога, лавровый венок (и слуга, который стоит рядом и нашёптывает в ухо «memento mori»)…
Шествие с последующими жертвоприношениями в храме Юпитера и демонстрация трофеев, которые тащат (или везут, или ведут) за триумфатором. Ну и рукоплещущая толпа плебеев и скрипящие зубами от зависти сенаторы. Вот вся эта процессия топала через Форум, по Виа Сакра – Священной улице, от того места, где сейчас арка Тита, до Капитолийского холма, где стоял самый главный – Капитолийский – храм (в честь Юпитера, Юноны и Минервы). Там, рядом с храмом, заодно располагалась Тарпейская скала, с которой, в отличие от спартанских скал, действительно кое-кого время от времени ритуально сбрасывали. Сейчас ни Капитолийского храма, ни Тарпейской скалы не осталось, всё застроено в Новое время.
Так вот, в процессе триумфального шествия публике, среди трофеев, демонстрировали и ценных пленников. Которых потом, дойдя до Капитолия, как раз отправляли в Мамертинскю тюрьму. Где их, в сакрально-ритуальных целях, убивали.
Подобная судьба постигла нумидийского царя Югурту (провели в триумфальной процессии Гая Мария и уморили голодом). Подобная судьба постигла предводителя восстания галлов Верцингеторикса (провели в триумфальной процессии Юлия Цезаря и удушили). Клеопатра, которую провели бы в триумфальной процессии Октавиана Августа, решила не испытывать судьбу, и совершила самоубийство. При Веспасиане Флавии, после триумфальной процессии в честь усмирения им Иудеи, пленного еврейского военачальника, ради разнообразия, не повели в Мамертинскую тюрьму, а сбросили с Тарпейской скалы.
Но для современных католиков (и вообще современных христиан) «главные» пленники Мамертинской тюрьмы – святые Пётр и Павел.Оставим в стороне вопрос, существовали ли они, либо их прототипы, в реальности, поглядим легенду. Петра, который официально – первый Папа Римский, распяли и похоронили за городом, на Ватиканском холме (там, где сейчас главная католическая церковь –Собор Святого Петра). В один день с ним, и тоже в Риме, был казнён Павел, как римский гражданин – не распят, но обезглавлен. (Если вас удивляет, почему палестинский еврей Пётр не был римским гражданином, а малоазиатский еврей Павел был, напомню, что гражданство тогда определялось совсем иными принципами, нежели сейчас).
Вся эта христианская петрушка произошла при императоре Нероне, а в честь этих удивительных «совпадений», колонны императоров Траяна и Марка Аврелия вместо статуй императоров обзавелись статуями апостолов.
Казалось бы, что может быть утилитарнее тюрьмы? Тем более – подземной! С сырыми и тёмными казематами, с осклизлыми стенами и вечной вонью. Её, построенную ещё до римской республики, можно было бы использовать и после римской империи.Но апостольские заключённые ситуацию перевернули. Ведь император Константин, зараза такая, ввёл в империи христианство! Тут, в том числе и под землёй, начали строить алтари, часовенки, церкви… Короче, стало не до тюрьмы. (Которую перенесли в Мавзолей Адриана, ставший Замком Святого Ангела).
Рядом с тюрьмой, у подножия Капитолийского холма, расположено ещё несколько объектов, часть из которых не просто сохранилась в виде развалин, но вполне в соответствии с тематикой, была переделана и используется до сих пор.
Итак, выражение «табула раса» все слышали (наверное), но что делать с табулой-«доской»-табличкой, когда она уже далеко не «раса», а вполне себе заполненная каким-нибудь законом или постановлением? Надо же их где-то хранить! В конце концов, на излёте Республики, через год после смерти Суллы, и за четыре года до восстания Спартака, построили такое особенное место. И назвали Табуларий. Архив.
Естественно, в Средневековье какой-то там замшелый архив нафиг никому не сдался, но здание располагалось очень удобно, у вершины холма, и итальянцы, по своей привычке, устроили из него укрепление. Бывший архив перестроили и сделали из него замок для некой аристократической семьи. С квадратными башенками по сторонам. Одна из которых вполне сохранилась и видна на предыдущем снимке.
Отступление – комментарий к иллюстрации.
Колонны вдалеке, перед основанием башни – остатки римского портика, стоявшего в западном углу Форума. Первоначально эту конструкцию из двенадцати колонн (вероятно – со статуями между ними) построили в честь двенадцати богов во время войны с Ганнибалом. То, что дожило до нас – ремонт и реставрация времён династии Флавиев. Колоннада вблизи – Храм Сатурна, первоначально построенный в Vвеке до н.э. (потом многократно горевший и ремонтировавшийся) в честь побед самопровозглашённой Римской Республики над бывшими, изгнанными, римскими царями из этрусского рода Тарквиниев, над этрусским царём Порсеной и прочими этрусками и латинами, которые тогда на новоявленную Республику вызверились. А рядом с колоннадой Храма Сатурна валяется «золотой мильный камень». «Нулевой километр» на наши деньги. При императоре Октавиане Августе тут поставили золочёную бронзовую колонну с названиями столиц субъектов РИ с расстоянием до них от Рима. В лихие времена металлическую колонну стибрили, осталось только каменное основание.
Когда ударил Ренессанс и здание крепости-табулария досталось римским папам, они решили его в очередной раз переделать. Теперь – во дворец. Проект перестройки всего Капитолия заказали Микеланджело, и по нему бывший замок и бывший архив в конце XVIвека становится Дворцом сенаторов. В таком виде и с таким названием здание пребывает и поныне. А располагается там сейчас римская мэрия.(Чем вам не Смольный, а?).
В современности, вид с более-менее той же точки, что и на рисунке-реконструкции, немного удручает.
Как-то неожиданно получилось много текста и картинок. Придётся выделить отдельно завершающую, самую маленькую часть. Про обелиски.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Андрей Гузенко (Erofey)
Автор сайта с наибольшим стажем. На сайте с 2005 года.
Журнал автора: http://erofey-manager.livejournal.com