АПАЧИ, СЭР!
Последняя зима гражданской войны в США. В Нью-Мексико бесчинствует банда апачей. Сосланному в далекий гарнизон майору Данди отчаянно не хватает людей, чтобы положить конец банде. Тогда у него созревает рискованный план.
Дело в том, что он руководит не просто гарнизоном. Это тюрьма для преступников, дезертиров и пленных южан. Вот из них майор и решает набрать летучий отряд для погони за апачами.
Отлично задуманный и хорошо реализованный вестерн Сэма Пекинпа (недавно я рассказывал о его фильме «Побег»). Говорят, что «Коламбия Пикчерс» здорово урезала расходы на съемки и сроки. Потому фильм вышел далеко не в том виде, как задумывал режиссер. Да, в укороченной версии чувствуются некоторые шероховатости, но она всё равно остается качественным кино.
Во многом успех определен темой, приключенческим сюжетом, атмосферой гражданских войн (в США и Мексике). Операторская работа, умение поместить зрителя в гущу боя, натуральные мексиканские пейзажи – всё работает в плюс. Но главное люди, то есть актеры.
Майора Данди играет подтянутый, харизматичный Чарлтон Хестон («Эль Сид», «Мидуэй»). Ему удалось создать образ одержимого вояки, не ведающего ничего, кроме поставленной цели. В этом смысле его сравнивают с капитаном Ахавом из «Моби Дика». У того был белый кит, у этого апачи. Всё остальное лишь средство для достижения цели.
Основной партнер-противник майора капитан-южанин Тайрин. Говорят, его роль хотели отдать Стиву Маккуину. Я, конечно, люблю Стива, но Ричард Харрис (из поздних ролей Марк Аврелий в «Гладиаторе») настолько хорош в роли, что ничего лучшего я и желать не могу.
Весь фильм держится на противостоянии Данди и Тайрина. Накануне формирования отряда Тайрин заработал смертную казнь. Очевидно, что без него, имеющего огромное влияние на пленных южан, майор не сможет собрать отряд. Но гордость не позволяет Данди предложить южанину помилование в обмен на услугу. А тот готов пойти на виселицу, лишь бы ни о чем не просить не просто северянина, а…
Да, тут завязан еще один узелок. Оказывается, Данди и Тайрин до войны были однополчанами, даже больше – друзьями. И Данди тогда способствовал увольнению из армии Тайрина. С тех пор это не друзья, а враги.
Как бы то ни было, а договор всё же заключен. Но только «до того, как будут убиты апачи». А потом… Потом зритель вправе ожидать острой финальной схватки между друзьями-врагами.
Фильм относится к дорогостоящим голливудским проектам, в которые приглашали известных (и дорогих) актеров. В «Майоре Данди» бросается в глаза еще Джеймс Коберн («Великолепная семерка»), играющий однорукого разведчика-следопыта.
Впечатляет умение старых мастеров кино вводить в кадр героев. Десяток-другой секунд игрового времени, буквально одна сцена, несколько жестов – и вот вам готовый характер.
Лучше всего это проиллюстрировать на примере лейтенанта Грэхэма. Провинциальный гарнизон с разболтанной дисциплиной. В кадр входит стройно отбивающий шаг офицер, проходит мимо стойки с ружьями, замирает, смотрит и поправляет криво стоящее ружье. На всё про всё несколько секунд, и уже понятно – фанатик-службист, даже дышит по уставу.
Ну так вот, набрал, значит, Данди отряд из: нескольких солдат-федералов во главе с лейтенантом Грэхемом, из дюжины преступников, шестерых негров и взвода южан во главе с Тайрином. Тут тоже есть сходство с экипажем корабля «Пекод» из «Моби Дика».
Здесь же посеяны зерна многообещающих конфликтов: южане – северяне, службисты – раздолбаи, белые – негры, Данди – Тайрин. Действительно, и без боестолкновений с индейцами и французами (армия императора Мексики Максимилиана) сюжет раскручивается нескучно, регулярно взбадривает зрителя острыми сценами.
А майор Данди, чем дальше, тем одержимее. Апачи ушли в Мексику? Что ж, его не смущает наличие границы, нарушение дисциплины, приказа. Данди бросил свой гарнизон, углубился в соседнюю страну, затеял там свою личную войну. Вперед, только вперед.
Противовесом ему служит капитан Тайрин. Если изначально он как бы отрицательный персонаж, то постепенно, уже к середине захватывает зрительские симпатии. Честностью, долгом, благородством, здравым смыслом. Ну а в финальной сцене он вообще… Впрочем, не скажу, сами смотрите.
Тут, право же, есть на что посмотреть. Неординарный сюжет, отличные актеры, приключения, гражданская война, схватки с индейцами, бои американцев и французских улан. Финальное сражение на реке красочно и мастерски снятое. Ей-богу, умели раньше делать кино.
8 из 10
Скачать фильм
Файл avi, 1,46 ГБ
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра