ЕЩЕ ОДИН МИДУЭЙ
Вышедший в 2019 году «Мидуэй» впечатлил мощными спецэффектами и зашкаливающим пафосом. Но он отнюдь не был первым фильмом на тему знаменитого сражения. Еще в 1976 году вышел фильм с тем же названием. Так что теперь в поисковиках требуется внимание при выборе ссылки.
Не имея возможностей компьютерной графики XXI века киношники прошлого не ударили в грязь лицом, но применили несколько хитрых ходов, украшающих фильм и ужасающих любителей истории. Речь идет о коронной фишке старого «Мидуэя», об использовании раскрашенных кадров военной кинохроники. Да и вообще кадров, позаимствованных из других фильмов. Например, из «Тора! Тора! Тора!»
Местами этот подход не просто оправдан, он крут! Знаете, эти традиционные придирки в стиле «гранаты у него не той системы» или «заклепок слишком мало»? Если взять военную хронику, то можно перечеркнуть подобную критику. Все возражения разбиваются доводом: «Да это вообще снято на месте событий».
Правда, такое оправдание не прокатывает в большей части «Мидуэя» образца 1976 года. По невнимательности ли, по скудости ли подходящих кадров хроники, а то и просто по безграмотности кадры порой вклеены кое-как. Или даже абы как. Надерганы из разных документалок и присобачены без соображений разума.
Например, в фильм попали кадры из Битвы за Англию. Соответственно, японцы иногда падают в море на… Messerschmitt Bf-109, сбитые «Спитфайерами». Или торпедоносцы возвращаются с вылета с подвешенными торпедами, хотя только что их израсходовали.
Но не будем излишне строги. По крайней мере, я не буду. Мне всё равно понравился такой подход. Он создает настроение, добавляет динамики и видимой историчности. Да и вообще, это сегодня в два щелчка мыши можно получить информацию о любом самолете или корабле второй мировой войны, а полсотни лет назад с этим было посложнее.
Зато съемки проходили на палубе настоящего авианосца второй мировой – «Лексингтон». Но не того, что погиб еще до Мидуэя в Коралловом море, а другого, вступившего в строй в 1943 году.
Старое кино выкупает технические недостатки лучшей драматургией. Основные линии в «Мидуэе» 1976 года – это линии исторических персонажей первого эшелона. С американской стороны линию возглавляет адмирал Нимиц в исполнении Генри Фонда. С японской – адмирал Ямамото в исполнении, наверное, самого знаменитого у нас из японских актеров Тосиро Мифунэ.
Кстати, в «Битве в Японском море» Мифунэ играл адмирала Того, так что руководство флотом для него дело знакомое. Еще одно «кстати». Оба актера – и Мифунэ, и Фонда – во второй мировой служили в своих вооруженных силах. Причем Фонда как раз в ВМС, и даже ходил на эсминце.
Эти два персонажа, сыгранные, разумеется, отлично (при таком-то классе актеров оно и неудивительно), являются центральными фигурами. Вокруг них собраны группы из фигур поменьше, но тоже весьма значащих для сражения при Мидуэе. У японцев к ним, в первую голову, относится адмирал Нагумо, собственно, и руководивший авианосными силами у атолла Мидуэй.
Американцы представлены шире. Оно и понятно – кино-то американское. Одних авианосных адмиралов у них тут три штуки – Спрюэнс, Холси и Флетчер.
Наряду с ними действует молчаливый герой Мидуэя – дешифровщик Рошфор, взломавший японский код и раскрывший их цель – Мидуэй. Да, эта линия подана упрощено, что в принципе оправдано рамками сюжета. Более того, фигура Рошфора из фильма 1976 года фактически объединяет двух офицеров из фильма 2019 года – там драматизм неопределенности и цены ошибки показан рельефнее.
Но фильм 1976 года, включающий военную хронику, поневоле и само сражение показывает в виде понятной зрителю хроники. Авторы 2019 года увлеклись спецэффектами и фигурой Дика Беста. Их предшественники сосредоточились на пусть и упрощенном, но изложении фактов, случайностей, приведших именно к такому исходу сражения.
Скажем, ключевой момент с прорывом пикирующих бомбардировщиков к японским авианосцам. Здесь тщательно обсасывается история с перевооружением самолетов Нагумо. Затем несколько тщетных атак американских торпедоносцев. Показывается, как вслед за торпедоносцами ушли вниз японские истребители. И тут – бац! – из облаков выныривают заблудившиеся пикировщики Маккласки, а под ними – как на блюдечке – оставленные без истребительного прикрытия авианосцы Нагумо.
Присутствует в «Мидуэе» и вымышленная линия, которая должна придать сюжету романтизма, драмы. На деле же она просто заполняет первую часть фильма. Надо же чем-то забить время ожидания.
Тут есть небольшой конфликт отца и сына (оба летчики на авианосце «Йорктаун»). Парень влюбился в японку, ее арестовали по подозрению в активности в пользу прояпонских организаций. Отец вынужден использовать свой авторитет, чтобы вытащить девчонку и ее родню. Парень скандалит с отцом и вылетает на задание. Отец ждет его на палубе и грызет в волнении ногти. И так далее, до финала.
В общем, ничем не примечательная сюжетная линия. Разве что показано отношение американцев к местным японцам после событий в Перл-Харборе. Есть там отличный диалог между отцом парня и его японской девушкой:
— Что нас отличает от американцев итальянского или немецкого происхождения? – спрашивает она.
— Наверное, Перл-Харбор, — отвечает отец.
Можно пару слов сказать и о музыке к фильму. Ее лучше охарактеризовать именем композитора. Джон Уильямс известен как автор музыки к «Звездным войнам», «Индиане Джонсу», «Гарри Поттеру», «Юрскому периоду» и многим другим известным фильмам. Рекомендации сильные.
Итого мы имеем неплохой военно-исторический фильм на морскую тематику. «Мидуэй» — сильный представитель батального кино 1960-1970-х гг, во многом не уступающий своему более позднему собрату.
7 из 10
Скачать фильм «Мидуэй»
Файл avi, 1,45 ГБ
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра