ФИЛЬМ ПРО ФРИДРИХА ВЕЛИКОГО?
Фильм посвящен временам Семилетней войны. Конкретнее, осаде Праги армией Фридриха Великого. Согласитесь, после такого анонса настоящий любитель военно-исторического кино не пройдет мимо. Сядет, включит фильм «Ловкость рук, ваше величество», тупо посмотрит несколько минут, а затем спросит: «Это вообще о чем?»
Да уж, старый-престарый (1972 года) ГДРовско-чехословацкий фильм меньше всего соответствует определению «исторический». Это банальная, если не сказать «примитивная», комедия соцлагеря. Да еще безбожно дублированная. И не стоила бы она нашего внимания, не будь в ней двух вещей.
Вещь первая: а много ли есть у нас фильмов о Семилетней войне? Страшных «Гардемаринов-3» и вспоминать не хочется. А еще… А еще что-то и не вспоминается. Так что на безрыбье и лохнесское чудовище в уху сойдет, и комедия за исторический засчитается.
Второе: при всей нелепости сюжета циничные советские комедии о королях изобилуют совсем неглупыми шутками. Или лучше сказать: мыслями. Например: «Зачем это королю понадобился мошенник из тюрьмы? Разве их мало при дворе?» Или: «Я не думаю – это было бы государственной изменой».
Таким образом, если у вас появится часик лишнего неубитого еще времени, его вполне можно прихлопнуть просмотром 45-летней давности фильма «Ловкость рук, ваше величество».
Фабула, так сказать, проста и незатейлива. Король Фридрих безуспешно осаждает Прагу. От безысходности он обращается к известному жулику и вору Кезебиру с приказом (не может же король обращаться с просьбой) пробраться в Прагу и открыть ворота. За это приговоренному к пожизненному заключению обещается прощение. Само собой, король еще больший мошенник и не собирается выполнять обещанного. Но и Кезебир начинается заниматься чем-то своим. Нам остается наблюдать, кто кого перемудрит.
Если проводить аналогии, то «Ловкость рук, ваше величество» можно, хотя и с массой условий, сравнить с французским «Фанфан Тюльпаном». Тот, правда, еще лет на двадцать старше. Я имею ввиду старый фильм 1952 года, а не его римейк 2003 г. Та же ирония, тот же издевательский тон в адрес королевских особ и армейских военачальников эпохи линейной тактики. То же противопоставление им народной мудрости, которую воплощает главный герой.
Правда, французский фильм мне сейчас вспоминается как более легкий и естественный. Германский «Ловкость рук, ваше величество» вбирает в себя все грехи фильмов соцлагеря. Я не про идеологию. С ней, кстати, в рассматриваемом кино всё нормально. Я про художественную часть, про представление действия на экране и про убийственный дубляж.
Как-то всё в этих ГДРовских фильмах картонно. Бери хоть про индейца Гойко Митича, хоть вот это кино про Фридриха. Как будто актеры играют в любительском спектакле, в котором действия не должны выглядеть достоверно. Я не про действие вообще, а про действия персонажей в сценах. Ну то есть прямо про движения. Не могу точно сформулировать, но какие-то они не жизненные. Постоянно повисающие немые паузы, во время которых происходит какое-то шевеление актеров. Не понятно зачем, не понятно куда. И зритель должен принимать условность и соглашаться с ней.
Но это беда общая, от нее в старых фильмах не уйти. Приходится смотреть. Было бы только ради чего. И оно тут при определенном настрое есть. Про довольно умный юмор мы уже упоминали. А сейчас можно продолжить тему сравнения с «Фанфан Тюльпаном». Там-то всё как раз понятно. Посмеяться над Людовиком XV – святое дело. Но как в «Ловкость рук, ваше величество» выставить в комичном виде Фридриха II – это уже круто.
Разумеется, для социалистического кино ничего святого в монархическом прошлом не было. Но возьмем, скажем, нашего Петра I. Да, есть про него советские комедии. Но Петр в них не выступает в роли того, над кем смеются. Смеются всегда над кем-то другим. Здесь же если не всё валят прямо на короля, то очень и очень многое.
С австрийской стороны тоже есть шут – Карл Лотарингский. Вот жонглируя ими, авторы и похохатывают над всем их образом жизни. Оба персонажа – и Фридрих, и Карл – не вот чтобы уж прямо взяты из истории. Взяты их стереотипные образы. Например Фридриху, дай бог памяти, тогда и пятидесяти не было, а выглядит он тем самым «старым Фрицем», вошедшим в народный фольклор, тощим, согбенным стариком лет эдак за семьдесят.
А представитель народа вор Кебезир, разумеется, выступает в роли высмеивателя. Ему и самые умные и дерзкие фразы, ему положительный образ, ему, в конце концов, успех у женщины.
Но что-то мы всё о деле да о сути, а ведь можно пару слов сказать и о военной истории. Между прочим, для дешевой комедии фильм «Ловкость рук, ваше величество» довольно богато украшен не только костюмами, но и массовкой. В нескольких сценах армия Фридриха выглядит достаточно внушительно для комедии. И даже пушки гремят вовсю. Правда, авторы фильма забыли про откат. В смысле не про финансовый, а про отдачу при выстреле.
Не в каждом серьезном историческом фильме встретишь сегодня такое богатство натуры. И так посмотришь на прилагаемые к рецензии скриншоты – ну натурально военно-историческое кино. Обманчиво, но заманчиво.
Смотреть фильм
Смотреть на youtube — Ловкость рук, ваше величество
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«…из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»
В.И. Ленин