Эль Сид (Италия, США, 1961)

эль сид фильм
Эль Сид ближе к финалу фильма. Кстати, этот же образ прекрасно подходит, скажем, Дмитрию Пожарскому или Дмитрию Донскому

ЭЛЬ СИД КАМПЕАДОР

Сегодня кинематограф тянет в сторону реализма. Хотя я бы сказал, чаще реализм подменяется натурализмом. Если уж сражение, то логика (реализм) не так важна, как кровища, потроха и срубленные головы (натурализм). Если средневековье, то предпочитают сосредотачиваться не на достоверной психологии и поведении людей эпохи, а на грязище, крысах, антисанитарии и прочих «прелестях». В этом смысле нынешний перекос ничуть не лучше, чем романтизм кинематографа середины XX века. Возьмем для разбора, например, фильм «Эль Сид» 1961 года.

Кино посвящено самому выдающемуся или раскрученному персонажу Реконкисты Эль Сиду Кампеадору. Всё это прозвища или почетные наименования Родриго из Вивара, испанского рыцаря конца XI столетия. Кстати, последние годы его жизни полностью совпадают с первым крестовым походом. Но если крестоносцев принято считать корыстными фанатиками, то Эль Сиду досталась иная судьба. Он вошел в историю (или в легенду) как воплощение благородства и милосердия. Именно такой образ и воспроизводят авторы фильма «Эль Сид».

Признаться, из всего тогдашнего олимпа киноартистов, попавших в кино, узнаю лишь Софи Лорен. И ее образ чрезвычайно показателен. Вернее, даже не образ, а внешность. В то время, что прекрасные рыцари, что благородные дамы в кино должны были выглядеть этакими мачо или фотомоделями. Работа визажиста (или как там эта профессия в кино называется?) сводилась к приданию персонажам шика и лоска в любых обстоятельствах. В одном моменте героине Софи Лорен говорят: «Даже несколько месяцев заключения не уменьшили вашей красоты». Так и хочется за нее ответить: «Это потому, что у нее визажист классный, он ей губную помаду даже в тюрьму носит».

То же касается и всей атрибутики средневековья, костюмов и декораций. Всё выглядит очень красивым, без традиционной сегодня грязи. И знаете, что я скажу? Глаз прямо-таки отдыхает на этих ярких и красивых кадрах. Натурализм, может быть, и хорошо, но как же он порой надоедает. Зафиксируем вывод: декорации и костюмы в «Эль Сиде» удивительно ярки и хороши.

фильм эль сид смотреть

Теперь к сюжету. В целом, кино вроде бы посвящено жизни рыцаря Родриго, его борьбе за Испанию. Но, во-первых, из жизни этой взята только общая канва, лишь отдельные эпизоды. А во-вторых, без доброй доли драмы, без отношений рыцаря с прекрасной дамой обойтись в историческом кино середины XX века было бы невозможно.

Тут следует сделать отступление и пояснить кое-что. По нашему мнению, очень многие характерные особенности исторических драм того времени можно объяснить тем, что кино в 50-60-х года еще недалеко ушло от театра. И многие театральные приемы еще не отмерли. Актеры очень много манерничают не из-за неумения играть, а из-за необходимости быстро и емко донести до зрителя образ своего героя. Этому же служат и чересчур говорящая внешность героев. Уж если злодей, то по виду скажешь: уууу, паразит, вона какая рожа злая.

Отдельные мизансцены нелогичны только если забыть, что актеру нужно как-то донести до зрителя суть происходящего. Отсюда и реплики, объясняющие, казалось бы, очевидное, и условность происходящего. Уж коли говорят: здесь надо спешиться потому что кони не пройдут, зрителю не надо недоумевать: как это не пройдут, ведь вот же, прекрасная равнина. Нет, в театре принято верить произнесенному и тут же представлять себе узкую тропку над обрывом.

Всё это так или иначе вылезает в «Эль Сиде». Но при определенном настрое историю это не портит. Есть благородный рыцарь, есть прекрасная дама, с которой у него по определенным причинам не получается соединить судьбу, есть дурные правители и верные сторонники. Наконец, есть сверхзадача, обозначенная еще в первых кадрах.

фильмы онлайн эль сид

Глобально исторический сюжет держится на грядущем вторжении в Испанию полчищ африканских мавров. И вся служба Эль Сида, все интриги, все испытания ведут именно к финальному мега-противостоянию. К финалу даже любовная линия затухает, уступая место настоящей исторической драме. Даже внешний облик Эль Сида меняется от более-менее дамского любимчика до просоленного старого вояки.

Декорации шикарны, костюмы отличны и красивы, массовка впечатляющая. Есть поединки, есть небольшие схватки. Но зритель вправе ждать от трехчасового исторического фильма о реконкисте хоть одного большого сражения. А его всё нет и нет. Тут и дрогнуть недолго. Но не спешите бросать фильм на середине. Последние полчаса вас вознаградят. Мега-противостояние выразится в большом сражении под стенами Валенсии. И да, если вы не знаете реальной истории Эль Сида, не заглядывайте перед просмотром в википедию, а то испортите себе удовольствие историческим спойлером.

Еще одной характерной чертой старого кино, чертой, взятой всё из того же театра, является музыкальное сопровождение. Музыка фильма тогда была призвана не только паузы заполнять, не нагнетать саспенс, не выдавать мушкетерские шлягеры. Музыка помогала создавать зрительское настроение и даже пояснять происходящее. Да, именно пояснять. Например, если скачет христианское воинство, играют духовые, если мусульмане, то струнные и барабаны. Музыка тогда являлась частью действия, а не его фоном. При нынешнем стремлении к реализму-натурализму эта ее функция кажется утраченной.

В общем, если есть желание ознакомиться с классикой военно-исторического богато декорированного и костюмированного кино, хоть немного зафиксировать у себя в памяти образ самого известного героя Реконкисты, полюбоваться большими средневековыми массовками, но без грязищи и кровищи, посмотрите «Эль Сида». Может быть, и не пожалеете.

Смотреть фильм

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«…из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»
В.И. Ленин


ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ