РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «Т-34»
Страшно ли в наше время идти на российский фильм про танки? После такого позорища как «Танки» и очень слабого «Несокрушимого» очень страшно. А ну как отечественный кинопром не удивит, а опять макнёт зрителя по самые уши в… сами-знаете-что. Но фильма «Т-34» можно не бояться. Я сходил и выжил. А как именно – об этом в нашей рецензии.
Знаете, не так уж плохо и выжил. Наоборот даже, хорошо. Всё дело в хорошем балансе. В «Т-34» ровнёхонько сошлось всё что нужно для хорошего фильма. Жанр, актеры, сценарий, персонажи, музыкальное оформление – всё на удивление неплохо. Можно придраться к логике, особенно в отдельных самых ярких эпизодах, но такова се-ля-ви у жанра.
Да, начнем именно с него. Мы как-то привыкли, что если кино о Великой Отечественной войне, то это обязательно драма. Нам подавай страшную правду, гибнущих людей, зверствующих фашистов. Кому-то нужен Сталин. Кому-то он не нужен, но нужны споры о нём. И так далее.
За всеми этими, несомненно, увлекательными сварами мы почти забыли такой жанр как военные приключения. В Советском Союзе фильмы эти еще назывались «для юношества» и снимались в приличном количестве и качестве. Это кино уже не обязано погружать зрителя в угрюмые размышления или давить из него скорбную слезу. Оно должно развлекать. И через развлечение что-то рассказывать о войне.
Именно таков фильм «Т-34». Военные приключения и ничего сверх этого. Детско-юношеский жанр. Просто, увлекательно, незатейливо, харизматично, ярко, не скучно. Должно понравиться всем мальчикам возраста, скажем, от шестидесяти и младше. Всем романтикам рекомендуется. И всем любителям игр с танчиками.
Не рекомендуется к просмотру умничающим занудам, любителям заклёпок. Категорически запрещается смотреть, обложившись книжками Свирина и Барятинского. Сами по себе книжки отличные, но совершенно не подходят к фильму «Т-34».
После такого вступления поговорим, собственно, о содержании кино. Фильм построен на противостоянии двух танковых асов – советского младшего лейтенанта Ивушкина (Александр Петров) и немецкого штурмбанфюрера Ягера (натурально германский актер). Правда, Ивушкин изображает непосредственно аса, сидящего в единственной «тридцатьчетверке», а Ягер осуществляет руководство целыми подразделениями. И наши ему так и эдак… тьфу-тьфу, без спойлеров.
Начинается «Т-34» получасовым прологом. Битва под Москвой, конец ноября 1941 года. Единственная «тридцатьчетверка» Ивушкина дает бой немецкой танковой роте, руководимой Ягером. Бой вышел фееричным. Наши, конечно, сильны и круты запредельно, но таковы правила жанра. Если бы наших уложили сразу, кино бы не получилось. Или, вернее, получилось бы слишком коротким, и освоить шесть миллионов бюджета не удалось.
Ну, ладно, кроме шуток. Бой действительно удался. Не в смысле логики, героизма, тактики или чего-то такого. А в смысле вовлечения зрителя. Он аж дышать забывает. Напряжение удалось создать. Это на самом деле не легко и не всегда удается.
Правда, уже здесь замечается чрезмерная увлеченность создателями фильма компьютерной графикой. Замедленно летящие а-ля «Матрица» снаряды напиханы слишком густо. Ну, раз показали, ну, два. Три, наконец. Но валять их один за другим, демонстрируя не игру актеров, а мощь отечественной компьютерной графики – это уже запредел.
Но ладно бы снаряды. Компьютерщики решили бросить вызов создателям «Мортал Комбат» и нарисовали свой, танковый «Мортал Комбат». Врывающиеся внутрь танка снаряды, разрывы изнутри, увечья – игрушка да и только. Впрочем, если учесть возраст и пол целевой аудитории (мы очертили их выше), оно вполне соответствует.
За прологом следует середина. Лето 1944 года, Тюрингия, концлагерь. Несломленный младший лейтенант Ивушкин вновь встречается с Ягером.
Тут прервемся и поговорим за концлагерь. Авторы не особо педалируют эту тему. Они предоставили право позориться создателям «Собибора», а сами снимают приключенческое кино. Но немножко лагерной жестокости и чуток ужасов подпускают. Всё-таки фильм о Великой Отечественной, и совсем без поганых нацистов и их преступлений нельзя.
Тут же очень быстро сколачивается наполовину старый, наполовину новый экипаж новой же «тридцатьчетверки», и наши парни (на самом деле матёрые мужики) вновь готовятся дать немчуре бой.
Самое место поговорить о персонажах. Они даны очень дельно. Их совсем немного: Ягер, наш экипаж из четверых да девушка-переводчица. Места вполне достаточно, чтобы представить каждого, дать зрителю свыкнуться со всеми, начать переживать за наших. Если (или когда) кто-то погибнет, это будет маленькая трагедия для зрителя. Это хорошо и правильно. Это умело. Это не как в плохом кино.
Кстати, и сюжет фильма «Т-34» в целом довольно прост как и его название. Он прямолинеен и бесхитростен. Но в данном случае в простоте сила и удача. Скажем, вот некоторые, возомнившие себя великими кинорежиссерами, намутят лишней сложности в каком-нибудь «Собиборе», так глядеть становится скучно, еще не дойдя до половины.
А тут – всё просто и понятно. Как бином Ньютона для кандидата физ-мат наук. В общем, будьте проще, господа, и люди к вам потянутся. Темп бодрый, не провисает, интерес поддерживается непрерывно.
Пару слов о музыкальном оформлении. В титрах перечислено четыре композитора. Как-то многолюдно. Особенно при такой же простоте музыки. Но и тут простота в дело. Где надо – ритмично настраивает на бой, на нервное напряжение. Где надо – мелодично на лирику. А то и торжественно на взрыв внутреннего «ура».
Но есть пара моментов, в которых показывается сила классики. Когда вступает «Лебединое озеро» Чайковского (не указанного в числе композиторов, кстати), мороз по коже. Волосы местами меняются. Чёрт, его музыка даже для танков подходит. Или танки для неё. Так же сильна финальная «Бери шинель, пошли домой».
А может оно и правильно. Зачем изобретать велосипед и пытаться создать что-то новое нетленное, если есть хорошо работающая и уже неизвестная в новых поколениях классика?
Спросите про минусы? Они, конечно, есть, но как-то говорить не хочется. Вот выйдет кино на большие экраны, еще наговорят. Мы сегодня только о хорошем. Ведь его так мало в отечественном кино.
В общем, резюме такое. Фильм «Т-34» в целом удался, настроение поднимает. Молодежь в зале встретила его энергичными и одобрительными хлопками в ладоши, возгласами. Нравится ей и простецкий юмор, регулярно вклеиваемый в действие. Да и не совсем нравящийся мне вечный золотой мальчик-гопник Петров подходит нашим мальчишкам больше, чем герои старого кино.
Тут всё хорошо. Так что свою кассу «тридцатьчетверка» взять должна. Немцев же взяла, в конце концов!
8 из 10
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра