ГОРДОСТЬ ЯПОНСКОГО ФЛОТА
Самый большой линкор второй мировой войны. 70 тысяч тонн водоизмещения. Броненосцы русско-японской («Князь Суворов» — 15 тысяч тонн) перед ним просто пигмеи. Недалеко ушел и первый из дредноутов (собственно, «Дредноут» — 20 тысяч тонн). Даже германские великаны «Тирпиц» и «Бисмарк» не дотягивали до гиганта (у них примерно по 50 тысяч тонн).
В смысле вооружения эта страшная махина формально была артиллерийским везувием – 9 орудий главного калибра по 460 мм. У «Тирпица» — 8 по 380 мм. А о прочих и говорить нечего. Переростки американского флота линкоры типа «Айова» уже приближаются к нашему герою (почти 60 тысяч тонн, 9 орудий по 406 мм), но они и построены позже.
Да, я не назвал имя гиганта, но вы и сами догадались (в конце концов, заглавие статьи подскажет недогадливым), что речь идет о японском линкоре «Ямато». Чудо инженерной мысли и демонстрация промышленных возможностей. Корабль, ставший одновременно символом гордости – для японцев, и символом агрессии – для американцев. В сражении при Мидуэе адмирал Ямамото держал свой флаг на линкоре «Ямато».
Этим вступлением я предваряю рассказ о японском фильме 2005 года «Ямато».
Начало: 7 апреля 2005 год, 60-я годовщина гибели «Ямато». По берегу Японии слоняется женщина, пристающая к морякам с просьбой отвезти ее в заданную точку. Однако приближается непогода и никто не берется за такой рейс.
Наконец, она натыкается на пожилого мужчину, владельца небольшого катера или там баркаса – поди их разбери, если ты крыса сухопутная. В разговоре выясняется, что мужчина Кацуми Камио был матросом на «Ямато», а женщина – приемная дочь его командира, мичмана Учида. Понятно, что он берется отвезти дочь командира и по дороге делится своими воспоминаниями.
Дальше большая часть фильма проходит в 1944-1945 гг. Сначала молодые новобранцы попадают на «Ямато», показывается обыденная жизнь гиганта, выводятся главные герои. Честно говоря, запомнить их мне оказалось нелегко – тот самый случай, когда все японцы на одно лицо и никого знакомого актера.
Что тут важно, это действительно тщательно воспроизведенные картинки жизни на линкоре. Муштра, питание, наказания, дурные и хорошие командиры, сопливые мальчишки, у одних характер закаляется, другие ломаются – всё как положено.
Для съемок отгрохали неплохой макет корабля. Палуба, надстройки, орудийные башни, зенитные батареи – всё выглядит натурально. По крайней мере, для неопытного глаза. Более-менее крупные планы приходилось как-то монтировать с использованием небольших моделей. Корабль практически не показывают во всей красе или с воздуха – построенный макет не был полным. Но если специально не выискивать блох, всё выглядит очень достойно.
Не знаю, как делали и снимали самолеты, атакующие «Ямато», но они выглядят отлично. Да, графика тут еще не на уровне «Мидуэя» 2019 года, но и сейчас смотрится хорошо. А может тут и не графика, а опять же умело выполненные комбинированные съемки.
Сами японцы (матросы, офицеры, адмиралы) ну прямо настоящие японцы. Как бы это странно ни звучало. Сдержанные в движениях, в лице, потом вдруг срывающиеся на безумные движения, громко орущие самые простые фраз, постоянно отдающие честь – воины-самураи да и только.
В фильме (благо, он японский, а не американский, коих о войне на Тихом океане большинство) японцы обретают лицо, характер, настроение. Они выводятся людьми. Американцев в фильме нет, есть просто безликий враг – самолеты, бомбы, торпеды, страшная опасность, но никаких американцев.
Боевых эпизодов с участием «Ямато» тут два: сражение в заливе Лейте, октябрь 1944 года и последний поход к Окинаве в марте-апреле 1945 года. Дается некоторая предыстория, цели и задачи сторон. А далее всё внимание концентрируется на «Ямато» и на нескольких главных героях.
В 1944 году корабль получает ранение, получает ранение и мичман Учида. Следует период простоя, лечения. Тем временем Япония, фактически проигравшая войну (залив Лейте стал последней битвой, в которой она еще имела настоящий флот), подвергается регулярным бомбардировкам.
Побывавшие дома матросы видят удручающую картину, страдания мирных жителей, смерть близких. Характерный эпизод: матрос прощается с невестой, и она ему радостно говорит, что получила работу на патронном заводе в Хиросиме. Ух ты, здорово, теперь ей будет хорошо. Они расстаются с улыбками. Он идет на «Ямато», она в Хиросиму.
В фильме есть настроение на любой вкус. Хочешь – антивоенное, хочешь – прославление жертвенного героизма. С одной стороны, мы видим бессмысленность последнего похода «Ямато», его заведомую обреченность. Экипаж уходит в море, простившись с жизнью. Да, мол, вот какая война страшная и жестокая, какое начальство бессердечное – гонит три тысячи человек на гибель во имя чего-то нам непонятного.
С другой стороны, в русской традиции тоже есть прославление жертвенного героизма – Матросов, Гастелло, «сам погибай, а товарища выручай» и так далее. Впрочем, это примеры не бессмысленной гибели.
Хорошо, другой пример. В чем смысл гибели броненосца «Адмирал Ушаков» на финальном этапе Цусимского сражения? Корабль со своими орудиями даже не мог достать до расстреливающих его японцев, но не спустил флага. Но вот адмирал Небогатов спустил – и попал под суд, хотя спас жизни моряков. А «Ушаков» погиб и прославился. Есть, видимо, смысл какой-то, в символизме что ли, в примере для потомков.
Тот же смысл ищут офицеры «Ямато». Командир дает им свое объяснение. Но, на мой вкус, оно какое-то натянутое, заумное. И пусть мы не можем сформулировать мысль, но проникнуться подвигом, героизмом вполне можно.
Фильм получился с мощным патриотическим духом. Потому и прошел в Японии с большим успехом, сорвав кассу. А место съемок, макет «Ямато» стал объектом туризма. Правда, ненадолго, всего на год – позже его разобрали.
8 из 10
Скачать фильм «Ямато»
Файл avi, 2,05 ГБ
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра