БЛИЗКИЕ ВРАГИ — РЕЦЕНЗИЯ
Что это мы всё про известные войны смотрим кино? Тем более что война, она война и есть, кто бы и где бы ее ни вел. Давайте посмотрим кино про такую малоизвестную у нас войну как алжирская 1954-1962 годов. А то ведь так и будем думать, что только СССР воевал в Афганистане да американцы во Вьетнаме, а остальные все такие белые и пушистые.
Итак, французский фильм «Близкие враги». Тут есть всё, что полагается сегодня иметь в кино о колониальных войнах XX века. Суровая правда, много бессмысленной жестокости, гибель молодых парней-призывников, завуалированное и запоздалое покаяние белой расы, яркие и характерные персонажи, много стрельбы и крови.
Франция после второй мировой имела целых два условных «Афгана» — это Вьетнам еще доамериканского периода и Алжир послевьетнамский. Людей французы там положили пропасть, счет уходит за миллион. Только своих солдат истребили десятки тысяч. Сотню-другую тысяч — вооруженные повстанцы. Остальное — мирное население.
Ну, как мирное? Находясь между двумя воюющими лагерями мирным оставаться трудно. Если не с нами, то против нас. Тяжелый выбор, страшная жизнь на грани простых крестьян в «Близких врага» является отдельной темой. Но надо обо всём по порядку.
Время действия: второе полугодие 1959 года. В этот период французская армия почти сломила сопротивление алжирских повстанцев, истребив их отряды и базы. Страна разбита на военный районы, в которых периодически проводится зачистка с целью окончательно добить противника, лишить его опоры в населении, истребить физически.
Место действия: где-то в алжирской глубинке. Ущелья, каменные осыпи, сопки, холмы, небольшие горы, выжженная солнцем земля с чахлой травой. Мелкие нищие деревушки. Люди, выживающие непонятно как и чем. Всё это наводит на мысль: а так ли уж нужен Алжир Франции? Ради чего всё это?
Где-то тут в этой глубинке стоит форпост с гарнизоном на взвод. В его задачи входит патрулирование территории, контроль за дорогами в запретной зоне, набеги на деревушки с проверкой.
Фильм начинается с рутинной операции с засадой. В бою гибнет командир взвода. На замену прибывает лейтенант Террьен. Молодой идеалист, в общем, гражданский человек, добровольцем пошедший в армию, оставив дома жену и маленького сынишку.
Второй главный герой — старослужащий сержант Дуньяк. Это чистый военный профессионал, ветеран многих кампаний, участник войны во Вьетнаме. Кажется, даже был под Дьенбьенфу. На самом деле именно он держит в своих руках взвод, именно его беспрекословно слушаются солдаты. Он не только военный профессионал, он еще и знаток местных условий.
В аннотациях к фильму обещается конфликт между лейтенантом и сержантом. Ничего подобного. Отношения между ними выстраиваются более-менее ровно, как надо. Сержант хоть и держит командира за неопытного штафирку, но обращается к нему с подчеркнутой вежливостью. Особенно в присутствии младших.
Конфликт в «Близких врагах» связан с другим. С войной. Весь фильм состоит из ряда операций, проводимых взводом. То надо устроить засаду, то проверить деревню, то организовать рейд, перехватить караван с оружием — рутина колониальной войны.
В ходе этих операций авторы и разворачивают во всю ширь картины военных кошмаров. Перестрелки, бои, гибель товарищей — это еще не самое страшное. Расстрелы пленных, пытки, истязания, истребление мирного населения — всё это практикуется обеими сторонами конфликта. Трупы валятся на трупы, кровь хлещет ведрами, люди утрачивают человеческие чувства.
Собственно, дальше идет эволюция и лейтенанта, и сержанта. Казалось бы, первым должен сломаться идеалист Террьен. Его легко шокировать, выбить из колеи. Он идет на конфликт даже со старшими по званию, если те совершают недозволенное. Ну, точно, думает зритель, мужик должен просто рехнуться.
Сержант Дуньяк совсем другое дело. Для него всё просто: если идет на пользу взводу и армии, значит, всё правильно. Незачем ломать свою психику сомнениями. Начальству виднее, а мы тут должны выжить и всё.
Да только жизнь и сценарий фильма «Близкие враги» оказываются сложнее. Террьен постепенно костенеет, утрачивает идеалы, скатывается в зверство. А Дуньяк, видимо, уставший от войны ломается.
Эта основная линия сопровождается массой мелких эпизодов, отмечающих ту или иную сторону войны. Вот крестьяне. Ночью к ним в деревню приходят мятежники, днем армия. И те, и те машут перед носом стволами автоматов, убивают почем зря, пытают. И как тут жить? Как тут задаваться такими идиотскими вопросами как независимость или территориальная целостность? Если доживёшь до следующего дня, уже счастливчик.
Это перетекает в вопрос об отношениях. Часть людей деревни в партизанах, часть в армии. Бывает, из одной семьи люди расходятся по разные стороны баррикад. Каково это — держать на мушке родственника, брата, с которым вырос, видеть труп сестры, матери, зная, что ее могли убить свои же родичи, а не какие-то абстрактные чужаки?
В обеих армиях имеются ветераны второй мировой, почти однополчане, воевавшие на одной стороне против немцев, участвовавшие в одних боях, награжденные одними наградами. Теперь же они выкашивают друг друга. Не просто без жалости, но с особым изуверством.
Что до изуверства, то тут тоже есть один любопытный момент. Еще сохраняющий идеализм Террьен спорит с начальником разведки, пытающим пленных. И тот в разговоре заявляет, мол, всё я знаю и понимаю, сам был партизаном в Сопротивлении, меня также гестаповцы пытали. Как просто! Вчера гестаповцы пытали тебя, сегодня ты пытаешь алжирских крестьян, становясь таким же гестаповцем. Это, надо заметить, авторы фильма сильно в армию 1950-х годов плюнули.
А с экранов кинотеатров на людей сыплется официальная пропаганда. Как здорово армия поддерживает порядок в Алжире, как за это ей благодарен народ, как развивается страна. Так всё здорово, что тем, кто вернулся оттуда, хочется застрелиться.
Отличное кино. И важно, что поливает не наше прошлое, а напоминает, что эти у этих европейцев руки в крови даже не по локоть, а по макушку.
8 из 10
Скачать фильм «Близкие враги»
Файл avi, 2,18 ГБ
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.»
Фрэнк Капра