Броненосцы (США, 1991)

фильм о гражданской войне в сша

ФИЛЬМ «БРОНЕНОСЦЫ»

Художественный фильм «Броненосцы» (США, 1991 год) легко пропустить, не заметить. Во-первых, он уже относительно старый: без малого тридцать лет – это почтенный срок для кино. Во-вторых, он снимался для телевидения, а значит, малобюджетный – раз, на широкий экран не выходил – два, по нашим каналам не распространялся – три. Но и пропускать его нельзя. Особенно любителям военно-исторического кино в целом и американской гражданской войны в частности.

Причина создания фильма легко раскрывается датой его релиза в США – 11 марта 1991 года. Боевые же события, которым посвящен фильм, произошли 8-9 марта 1862 года. Дата не круглая, но совпадение всё-таки следует исключить. Фильм однозначно вышел к к годовщине боя «Мерримака» с «Монитором». Соответственно, его главным содержанием и является бой на Хэмптонском рейде.

Кстати, для тех, кто не знаком с деталями исторического боя, перед просмотром было бы неплохо пройти маленький ликбез. Хотя бы в рамках исторического очерка Александра Морозова «Битва железных монстров». Конечно, можно смотреть и так, но если исторический фон держится в голове, происходящее на экране становится понятнее.

«Броненосцы» снимались даже для более широкой аудитории, чем обычно подразумевают фильмы для большого экрана. Ну, кто смотрит ТВ? Домохозяйки, работяги после трудового дня, пенсионеры и так далее. Да, в начале 1990-х интернета еще не было, и молодежь тоже активно смотрела телевизор. Ну, то есть фильм снимался буквально для всех слоев и возрастов. Значит, его нужно было сделать максимально привлекательным. Скажем, просто бой броненосца с броненосцем – это формат какого-нибудь специализированного исторического канала. Для широкой аудитории нужна сопутствующая драма. Желательно с любовной линией.

Вот этим-то безобразием – то есть вымышленной линией, аляповато наклеенной на исторический баттл, – и согрешили сценаристы перед современными любителями военки. Так что нам придется быть снисходительными к первым тридцати минутам кино и особо к ним не придираться.

фильм о гражданской войне в сша

На чем же держится вымышленная интрига? На вяло вылепленной шпионской истории. Прослышали северяне, что на Юге пытаются создать броненосец. В целях выяснить подробности засылают в тыл врага сладкую парочку: ходящего под смертным приговором молодого кадета и молодую женщину, вдохновленную идеалами аболиционизма.

Нет-нет, вы только чего нехорошего про них не подумайте. Любовь в кино будет, но не между ними. Между ними вспыхнет немножко другой конфликт. Дело в том, что молодая дама окажется особой непостоянной, не твердой в своих убеждениях. Как только она узнает, что на южанский броненосец «Мерримак» назначают служить ее возлюбленного, так она сразу загорится повернуть оглобли измены назад. А ее напарник окажется парнем твердым и убежденным.

Да, еще заведут сценаристы небольшую линию с контрразведчиком южан. Этот бравый и хитрый лейтенант быстро и ловко заподозрит кого надо и попытается поломать планы врага. Жаль, линия эта остается слегка недокрученной. Здесь проблема не в ее неуместности или в нелогичности задания. Тут-то как раз всё терпимо. Дело в том, что фильм по факту снимается не ради этого сюжета, а ради боев 8-9 марта 1862 года, и всё остальное сценаристов не сильно волнует. Или им просто не выделили должного количества хронометража. В рамках же выделенного они справились как могли. И в целом не так плохо, как это умеют напортачить нынешние российские кинописаки.

Историческую канву – проектирование кораблей, их цели и задачи, опасности, как от них происходящие, так им и грозящие, — раскрывают сцены в высоких кабинетах. Главным образом, в Вашингтоне, в стане северян, где в кадре периодически появляется и создатель «Монитора» Эрикссон, и президент Линкольн. Трижды явившись в кадре, Линкольн трижды одаривает зрителя какой-нибудь своей меткой фразой. Это особенно важно для американской публики, знающей высказывания Линкольна как мы высказывания Черномырдина.

фильм о гражданской войне в сша

Продравшись сквозь вымышленную и кабинетно-историческую канву сюжета, терпеливый зритель, наконец, оказывается на Хэмптонском рейде. В картине показаны оба боя. И избиение «Мерримаком» парусно-деревянной эскадры северян 8 марта, и дуэль двух броненосцев 9 марта. Всё в соответствие с историей, изложенной в учебниках. Ну, не совсем уж во всех деталях точной. Всё-таки это художественный, а не документальный фильм.

Какие могут быть неточности? Например, «Камберленд» в фильме разрушен огнем артиллерии с «Мерримака». В реальности же он был протаранен и опустился на дно, не прекращая огня. Хотя да, для общего восприятия истории это, разумеется, мелочь. Погиб корабль – и ладно.

В постановке боя видна низкобюджетность и отсутствие компьютерной графики. Такое впечатление, что постановка готовилась для видео-иллюстрирования какого-нибудь документального фильма. Впрочем, не будем излишне придирчивы. Всё-таки не так уж часто в кино нам показывают бой броненосцев XIX века.

Для фильма специально были отстроены модели «Мерримака» и «Монитора» в одну треть от натурального размера. Сами же съемки с этими плавучими декорациями проходили в специальном закрытом бассейне. Поэтому берега Хэмптонского рейда в фильме старательно маскируются. Но сами корабли плавают исправно, грохочут артиллерией, окутываются дымом. Большой заслугой авторов следует признать старание изобразить максимально достоверно внутренности броненосцев и детали службы на них.

Накала и драматичности бою определенно не хватает. Сердце у зрителя не заходится в трепете. Мы не переживаем за персонажей, к коим совершенно равнодушны – времени, хронометража, чтобы полюбить их, нам не хватило. Хотя да, таки есть один момент наивысшего накала, когда что-то в душе начинает замирать. «Мерримак» влип на мель, «Монитор» подходит к нему для максимально эффективного выстрела. И тут всё крутится вокруг «успеет или нет». Но поскольку фильм старается следовать исторической канве, большой интриги в этом всё-таки нет.

Что ж, подведем итог. Фильм 1991 года «Броненосцы» звезд с неба не хватает. С точки зрения драматической части сюжета он даже может быть назван слабым. Но редкость темы и старательное ее воплощение на киноэкране заслуживают всяческого одобрения и нашего с вами внимания.

Смотреть фильм

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«…из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»
В.И. Ленин


ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ