ОТ ЛЮДОВИКА XIV ДО НАПОЛЕОНА III
Хронологически следующим за Залом средневекового вооружения в Музее Армии идет Зал Нового времени – от Людовика XIV до Наполеона III, 1643-1870 гг. То есть от сражения при Рокруа (помните «Капитана Алатристе»?) до франко-прусской войны 1870-1871 гг.
Правда, найти этот переход не так легко. Залы расположены на противоположных концах Парадного двора. Каждому покупателю билета выдается небольшой буклет с картой музея. Да и указатели натыканы довольно часто. Так что найдете, не сомневаюсь.
Эта экспозиция уже не единственный, пусть и огромный, зал. Это длиннющий, с извивами, увешанный оружием коридор, по обе стороны которого располагаются ряды комнат с экспонатами. Как по мне, так именно эта часть экспозиции самая красивая. Впрочем, как и эпохи треуголок и наполеоники во всей военной истории.
Да и хронология Зала охватывает огромный эволюционный кусок – от воинов в кирасах до почти пулеметного времени. Если в начале эпохи Нового времени солдаты, пикинеры ли, аркебузиры ли, мушкетеры ли, мало отличались от предыдущего времени, то в конце это туже почти солдаты мировых войн.
Сражению при Рокруа уделено особое внимание. Для Франции это важнейший рубеж, деление на «до» и «после». Как Ватерлоо, только с обратным знаком. До Рокруа в Европе господствовала испанская пехота, после восходит звезда Франции. Звезда, которая лишь чуть потускнела при прусском короле Фридрихе II, но вновь засияла при Наполеоне I.
Знаковым (и конечно победным) сражениям французы выделили отдельные комнаты. Тут сосредоточены оружие, обмундирование эпохи, портреты генералов, манекены солдат в полном обмундировании, схемы сражений, в некоторых местах даже макеты с солдатиками и рельефом местности. Посреди комнат горизонтально расположены экраны диагональю метра полтора. На них мультимедийно передвигаются квадратики бригад и дивизий, разыгрывается само сражение.
А уж какого тут оружия по стенам навешано. И протазаны, и мушкеты, и шпаги, и какие-то ручные бомбарды. Такие переносные прототипы минометов. В огромный ствол вкладывается граната и выстрелом посылается в сторону противника. Штуковина имеет даже не приклад, а длиннющий «хвост» для надежного упора в землю – отдача, видимо, была не хилая.
В среднем XVIII век для французского оружия был не так блестящ как XVII. Тут они уже больше отбивались, нежели наступали. Громких побед было меньше. Потому эта эпоха проскакивается как-то быстро. Нет, совсем она не прикрыта, но тематических комнат, посвященных генералам или победам, тут меньше.
Всё внимание сосредоточено на оружии, огнестрельном и холодном, на мундирах – всё ж таки эпоха треуголок и красивых мундиров. Шпаги, ружья, гренадерские каски, манекены, представляющие офицеров того или иного полка – этого добра полно. Но «именные» экспозиции вновь начинаются только от эпохи французской революции.
Пропустить ее начало не выйдет. Старт нового взлета славы французского оружия четко обозначает 3D-модель Бастилии, ныне, как известно, в Париже уже не существующей.
И дальше начинается – Лафайет, национальная гвардия, санкюлоты, вооружение и обмундирование революционных войск. Впрочем, как мы знаем из истории, всё это – формальное обмундирование, ибо революционные войска в 1793-1795 гг сражались босиком и в рваных кафтанах. Только победы Наполеона в Италии дали средства одеть и обуть его потрепанных солдат.
И тут макетом сражения при Лоди 10 мая 1796 года открывается эпоха Наполеона I. Тулон что, Тулон – это тьфу, Тулон – это толчок карьере Наполеона, тогда еще только Бонапарта. Настоящая его военная слава возникла в горах и на равнинах северной Италии.
Перед Наполеоном, надо заметить, тут буквально преклоняются. Да и может ли быть иначе, если это, во-первых, самая громкая эпоха в истории Франции. Во-вторых, нынешний блеск Дому Инвалидов придал именно Наполеон. В-третьих, он сам здесь же и похоронен.
Так что тут выставлена масса вещей Бонапарта. Уж подлинников или копий – не ведаю. Да оно по большому счету всё равно. Выглядят-то предметы как надо.
Всем киношникам! Прежде, чем снимать историческое кино, заходить в подобные музеи. И конечно нанимать в качестве консультантов местных специалистов.
И дальше на посетителя шквалом обрушиваются манекены солдат того или иного полка наполеоновской армии, комнаты, посвященные тому или иному маршалу, их личное оружие, портреты, картины, батальные полотна, барабаны, пистолеты, ружья, штыки, сабли, палаши, орлы, бляхи и так далее.
Эта наполеоновская часть экспозиции занимает места куда больше, чем XVII и XVIII века вместе взятые. В общем, любят тут Наполеона, ничего не скажешь.
Впрочем, любят в основном его победы. Путь от Италии к Аустерлицу буквально устлан экспонатами. Даже наступление на Россию в 1812 году занимает много места. Здесь же висит развернутая длиннющая панорама сражения под Москвой (Бородинского). А вот что касается отступления из Москвы, то здесь лишь малюсенький уголок в одной из комнат.
После Наполеона Франция как-то выдохлась. Выдыхается и коллекция Музея Армии. Нет, сама по себе она остается обширной и представительной. Но ускользают какие-то яркие черты, тает романтизм. Наступает эпоха Реставрации и последних Бурбонов – Людовика XVIII и Карла X. Да еще Луи-Филиппа Орлеанского.
И нет тут ничего особенного, ничего нового. Всё те же мундиры и вооружение эпохи Наполеона. Больших войн Франция тоже не ведет. Центр тяжести в коллекции смещается к парадным сторонам армии – мундиры генералов, маршальские жезлы, мантия короля, картины, изображающие не сражения, а парады.
Так и хочется воскликнуть: обабилась Франция под Бурбонами!
Ярким пятном на этой скучной эпохе мелькает лишь Крымская война. Уж так нравится французам, как они водрузили знамя на Малаховом кургане, который осаждали почти целый год. Ну да бог с ними, пусть потешатся. Мы-то знаем, кто на самом деле был молодцом в той войне.
Зато здесь же можно посмотреть на легендарных зуавов – самый яркий бренд французской армии середины XIX века. Настолько яркий, что его заимствовали даже в США во время Гражданской войны 1861-1865 гг.
Но из песни слов не выкинешь. Сказали «а» — говорите и «б». За эпохой славы следует самое крупное поражение Франции (по крайней мере, до 1940 года) – франко-прусская война.
В этой части коллекции представлено много манекенов солдат и офицеров различных родов войск и полков, оружие войны (митральезу мы уже посмотрели на галерее второго этажа) и картины, картины, картины – много батальной живописи.
ЗАЛЫ ВОБАНА И МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
На этой печальной для французов ноте завершается экспозиция Зала Нового времени. Но в числе «Необычных залов» имеется несколько выставок, также относящихся к рассмотренной эпохе. Первым и самым ярким из них является Зал Вобана.
Здесь выставлены манекены кавалеристов времен от Наполеона I до Наполеона III. Всего 14 конных экспонатов в натуральную величину и в полном обмундировании. Конечно же с оружием.
На самом деле эти ребята на конях при ближайшем рассмотрении производят надлежащее впечатление. Кони под ними рослые. Всадники значительно возвышаются над пешим посетителем зала. Можно себе представить психологический эффект, который оказывал несущийся на пехоту строй таких гигантов.
И, кроме всего прочего, они еще дьявольски красивы.
Как известно, красивые солдатики эпохи треуголок или наполеоновских войн в атаку ходили под музыку полковых оркестров. Военным музыкальным инструментам также выделено несколько комнат.
Экспонаты не бог весть какие захватывающие – сами инструменты, мундиры полковых музыкантов, портреты каких-то соответствующих деятелей. Но для галочки посетить следует.
Впрочем, задерживаться здесь некогда – нас ждет Зал двух мировых войн.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Лучшее, что нам дает история, — это возбуждаемый ею энтузиазм.»
Иоганн Гете