Монтесума II считается предпоследним «королем» или «императором» ацтеков, погибшим в разгар вторжения в Мексику испанского отряда Кортеса. Последним можно назвать его брата, погибшего год спустя. Книга Мишеля Гролиша «Монтесума», несмотря на узкотематическое название, посвящена не только попытке восстановить события жизни одноименного императора, но и истории державы ацтеков вообще.
Не только далекий от истории обыватель, но даже историки, специализирующиеся на иных эпохах или континентах, слабо представляют себе историю ацтеков. И это неудивительно. Даже настоящие спецы в этой области зачастую вынуждены капитулировать перед неразрешимыми загадками доколумбовой Америки. И это при заметном обилии письменных или полуписьменных источников. В чем же проблема? Понять ее истоки вполне можно, прочитав книжку Гролиша «Монтесума». Настолько широко автор представляет и историю ацтеков, и работу с нею историков.
Мишель Гролиш (1944-2015) бельгийский ученый, по-нашему доктор наук, профессор Свободного Брюссельского университета. Он же является автором нескольких смелых и новых концепций в изучении истории индейцев Месоамерики. Одна из наиболее известных работ «Монтесума» вышла в 1994 году. Нетрадиционные трактовки некоторых событий в свое время вызвали споры в ученом сообществе. Правда, оно такое замкнутое, что до широких масс не докатилось даже слабенькое эхо этих баталий. Нам, простым людям, далеким и от Колумба, и от ацтеков, остается лишь ознакомиться с очень неплохой работой известного в своих кругах ученого.
Сначала несколько общих замечаний о стиле и языке книги. «Монтесума» — чтение не развлекательное. Хотя автор и щадит читателя, сводя свой в общем-то научный труд к научпопу, но тема всё же тяжелая. Во-первых, она нам малознакома. Во-вторых, книга буквально напичкана труднопроизносимыми терминами и именами. Их решительно невозможно запомнить. Обо всех этих теуктепеков, акамапичтли, хвицилихвитли можно язык сломать. Так что не вздумайте произносить вслух.
В-третьих, автор очень часто отвлекается от основной линии повествования на анализ имеющихся источников и на объяснение своих трактовок. Слово «отвлекается» не очень подходит в данном случае. Отвлекается он, конечно, на взгляд рядового читателя. Для профессионала-историка это не отвлечение, это необходимая часть работы.
Ну что ж, вводные слова написаны. Теперь можно вкратце коснуться некоторых деталей книги.
Начинает автор издалека. Буквально с самого начала времен. Разумеется, по мифологии мешкиков-ацтеков. Да-да, чаще их тут называют мешиками. Вроде бы это самоназвание одного из племен, которое в итоге и основало ту самую империю, которую развалил Кортес. Отсюда, кстати, и наименование Мексики и Мехико.
Разобраться во всех хитросплетениях мифологии почти невозможно. Головы у этих ребят мешиков варили откровенно не по-нашему. Сказывается, видимо, обилие наркотических растений в Америке. Но тема эта важна не только с научной точки зрения, но и для объяснения того, что произошло во время вторжения испанцев. Ведь многие индейцы реально воспринимали белых людей как ранее ушедших за море богов. Ну, конкретнее более-менее известного у нас божка Кецалькоатля. Настолько известного, что его имя я записываю не заглядывая в книгу.
Мифология же объясняет сложный календарь ацтеков, их ритуалы, образ жизни, отношение ко времени и к действительности. Они ведь очень не по-нашему относились к окружающему. В частности, ко времени. Для них оно не имело абсолютного значения. Но только относительное. Настолько относительное, что они подгоняли реальный возраст своего императора к 52-годичному циклу. Дескать, раз умирает, значит, ему 52 года, как и полагается в конце эпохи.
Здесь же анализируется достоверность источников. Мало того, что они не так просты в трактовке, поскольку представляют собой почти что комиксы или диафильмы, только без слов. Они же еще переписываются каждым следующим правителем. Отношение к прошлому у мешиков священного трепета не вызывало. Кончилась эпоха – прошлое больше не нужно, переписываем под нового короля. Да еще в каждом городе переписываем по-своему. Вот и разберись тут.
Мишель Гролиш и разбирается, буквально по крохам, штрих-пунктиром восстанавливая раннюю историю мешиков. А простирается она не далее, чем лет на двести от прихода испанцев. Что там и как получилось, ясности нет, но факт остается фактом: веке в XV постепенно начинает выделять своей силой союз трех городов, главным из которых является Мехико. Они-то и подминают под себя окрестные селения. Империей это образование можно назвать только с очень большой натяжкой. Просто для большего удобства европейского читателя.
Пожалуй, самые острые ощущения у читателя должны вызвать главы о человеческих жертвоприношениях. И даже не о самой процедуре или о масштабах, а о том, каким образом добывались жертвы. Метод, изобретенный ацтеками, называется «цветочные войны». Соседние города договариваются о битве где-нибудь в открытом поле. В назначенный час армии сходятся и лупцуют друг друга до захода солнца. Захваченные в итоге «джентльменского» противостояния пленные приносятся в жертву. А самые вкусные кусочки после бога достаются семье воина, захватившего конкретную жертву.
Здесь, как я понимаю, и кроется одна из трактовок, вызвавших резонанс в научном сообществе. Мишель Гролиш склонен считать, что цветочные войны имели не только ритуальное значение. Нет, он как раз полагает, что таким образом мешики изматывали силы государств долины Пуэбло. Подготавливали захват долины. Захват, от которого тамошних индейцев спасло лишь вторжение испанцев. Правда, лекарство оказалось хуже самой болезни.
Итак, за главами, подробно описывающими походы мешиков Монтесумы, захват ими различных городков и народов, следует наконец приход белых людей. Конечно, бравые христиане взывают к богу, утверждают, что пришли с на редкость гуманистическими идеями, мол, мы избавим вас от человеческих жертвоприношений. Да, точно, избавили. Порезав, правда, по ходу своего наступления тысячи и тысячи голых индейцев. Одно только перечисление случаев резни заставляет задуматься: а не лучше ли уж было спокойно приносить жертвы Уицилопочтли? Всяко народу бы меньше полегло. И это – мы еще не касаемся грядущих эпидемий оспы и тифа, выкосивших от половины до 9/10 коренного населения Мексики.
Впрочем, Мишель Гролиш не заостряет внимание на этих обстоятельствах. Куда больше его занимает детальное восстановление событий похода Кортеса. Где и когда, с каким результатом произошло то или иное боевое столкновение? Как так вышло, что несколько сотен авантюристов смогли покорить страну с миллионным населением? Будьте спокойны, на эти вопросы вы получите ответы. Понравится вам версия автора или нет – это уже другое дело.
А что же Монтесума? А то. Его в книге не так уж и много. И зачастую он берется только в качестве характерного для эпохи примера. Например в главах, посвященных образу жизни правителя, описанию дворца или воспитания принцев. Но ближе к концу фигура императора обретает очертания. Тут сказывается появление испанских свидетельств, источники становятся богаче и менее путаны.
Таким образом, можно резюмировать: если вы ничего не знаете об истории доколумбовой Америки, Мишель Гролиш расскажет вам очень и очень многое, если вы думаете, что знаете ее, то он вам расскажет просто очень многое.
Цитата:
«Получив информацию, Кортес стал действовать не теряя ни минуты. Останавливают и допрашивают случайного прохожего. Тот подтверждает наличие волчьих ям. После короткого военного совета, где все высказываются за нанесение быстрого и сильного удара, Кортес созывает власти города и велит взять иод стражу всех явившихся сановников. Будучи опрошенными но отдельности, они признаются в существовании западни, но перекладывают всю ответственность на Монтесуму. Затем генерал-капитан предупреждает своих людей: как только они услышат выстрел из эсколеты, они должны будут наброситься на индейцев, которые заполнили большой двор и прилегающую к нему территорию. Начиная с утра толпа в этом месте все время увеличивается. Приходят среди прочих обещанные носильщики — в действительности, по-видимому, опытные воины. Притом они нисколько не скрывают своего враждебного отношения к испанцам. В ответ па свои просьбы о еде или питье пришельцы слышат насмешливые слова: «Отчего это им так захотелось есть? Наверное, оттого, что сами будут скоро съедены с перцем». «Если бы мы ие боялись, что Монтесума вдруг на нас рассердится, то поубивали бы их всех и съели». Четыре входа, через которые можно было пройти во двор, охранялись чолультекскими воинами.
Как только раздается выстрел из эскопеты, конкистадоры набрасываются на индейцев. Те, видя что их опередили, оказываются в полном замешательстве. Жестокое сражение будет продолжаться несколько часов. Стоявшие под стенами города тласкальтеки приходят на помощь конкистадорам. Всей своей массой ворвавшись в город, они убивают, грабят и берут пленных. Войска Монтесумы не показываются. Более трех тысяч чолультеков погибает в этом сражении. Чолультекам не остается ничего иного, как направить к победителю полномочную делегацию с просьбой о мире и с выражением покорности — в этот раз, искренним. Кортес соглашается прекратить военные действия и принимает просьбу о вассалитете, радуясь, в общем, своему успеху. Кроме того, ему удается уладить разногласия между Тласкалой и Чолулой и вернуть в город беженцев. Уже на следующий день, утверждает он, жизнь в Чолуле вошла в нормальное русло.»
Мишель Гролиш. Монтесума
Скачать книгу
Формат fb2, 2,5 МБ
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор»