Заговор против короны, часть 2 — рецензия

4 мин.

фильм Заговор против короны рецензия

Заговор против короны, часть 1

РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «ЗАГОВОР ПРОТИВ КОРОНЫ»

Вторая часть фильма «Заговор против короны» посвящена, главным образом, центральному эпизоду начала правления Якова I Английского (или, если по-английски, то Джеймса I), так называемому Пороховому заговору. Благодаря этому данная часть выглядит более цельной и последовательной, вмещающей в себя меньшее количество исторических событий и персонажей. Откровенно говоря, она мне нравится больше, чем первая.

Два слова о Пороховом заговоре. Для англичан или даже для англосаксов это действительно важное событие, которое они отмечают вот уже пятую сотню лет. Оно носит несколько вариантов наименований – «ночь огней», «ночь фейерверков», «ночь Гая Фокса». Да-да, того самого Гая Фокса, чьим именем названа известная в интернетах маска, связанная нынче с анонимусами.

Довольно часто, читая какую-нибудь англоязычную книжку, особенно если это детектив, можно напороться на упоминание этой ночи. Под ее покровом, маскируясь шумом веселья и петард очень уж удобно, если верить англо-детективщикам, совершать всяческие преступления. По смутным ощущениям, этот праздник упоминается едва ли не чаще, чем Рождество. Ну а чему посвящено такое громкое событие, можно во всех подробностях узнать как раз таки из второй части фильма «Заговор против короны».

Отсылка к первой части здесь минимальная и чисто символическая. В прологе серии в 1587 году король Шотландии Яков VI платит головой матери, Марии Стюарт, за право стать наследником Елизаветы Английской. Вот, собственно, и вся связь. Далее пролог переключается на саму фигуру короля. Буквально со старта он предстает фигурой крайне отталкивающей. Мелочный, трусливый, мстительный, самодур, содомит, кривоногий с козлиной рыжей бородкой, недалекого ума и огромной жадности – короче, парень не из приятных. Жена, то есть королева Анна его ненавидит, дети боятся, придворные жмутся по углам – авось не заметит.

Вообще возникает стойкое впечатление, как будто вторую часть снимали другие руки. Сильной стороной этой серии становятся именно представленные в ней характеры. Тут у них и внешность говорящая, и манера поведения убедительная, и речи, полностью соответствующие темпераменту и характеру. Отношения между персонажами развиваются неявным образом, через сцены и диалоги, а не тупым лобовым приемом. Особенно блестяще развиваются отношения между королем и королевой. Нет, ну честно, как будто совсем другой режиссер снимал.

фильм Заговор против короны рецензия

Ну так вот, это чудище козлоногое, король Яков, истомившись 16-летним ожиданием короны, наконец, получает известие о смерти Елизаветы. О, тут бы ему и развернуться, но действительность крепко прикладывает его величество мордой о факты. А они таковы: в Англии у короля прав куда меньше, чем в Шотландии. Да, в перспективе должность хлебная, деньжат в этой торговой стране куда больше, чем в нищей Шотландии, но всякий раз требуется выпрашивать подачки у парламента.

Здесь делаем откат и возвращаемся к теме противостояния католиков и протестантской короны. Гонения на католиков, оказывается, приносят неплохой доходец. И поначалу Яков, решивший подобно Генриху Наваррскому ввести эдикт о веротерпимости, здорово обнадеживает католиков Англии. Но деньги-то важнее, не так ли? Гонения энергично продолжаются, выявленные священнослужители вешаются, последователи запрещенной религии облагаются штрафами.

И вот здесь созревает комплот католиков-заговорщиков. О, эти люди чудесно выписаны в картине. Да, их вроде бы много для быстрого схватывания зрителем. Но каждый имеет прекрасно запоминающиеся черты. Опять же как внешности, так и характера. Даже не зная исторического конца. Любой зритель скажет, что такой зоопарк домашних мальчков-зайчиков ничего путного сделать не сможет.

Тем более что им противостоит мощная сыскная система лорда Сесила. Опять же замечу, блестяще приготовленного персонажа. В его мужественной внешности, развевающихся волосах, распахнутого камзола, твердо возлежащей на эфесе шпаги крепкой руке, порывистой и решительной походке угадывается мощнейший ум средневековой контрразведки. Уж с таким врагом эти нелепые заговорщики точно не справятся. Они проигрывают буквально со старта.

фильм Заговор против короны рецензия

И тут на сцену выходит Гай Фокс. И его замесили как надо. Битый жизнью солдат, но не наемник, а убежденный фанатик. Не просто нюхавший порох, а буквально пропитавшийся им. Он сразу берется за дело заговора круто и серьезно. Прирезать любого колеблющегося ему раз плюнуть. В кадре, чтобы подчеркнуть неимоверную крутость, он почти не говорит, а только сверлит собеседника взглядом. Так, что тот моментально ломается.

Ну, дальше рассказывать не буду. Заговор идет себе и идет, Сесил охотится за заговорщиками, те совершают ошибку за ошибкой, Гай Фокс, несмотря ни на что ведет дело к решительной развязке, а король продолжает резвиться на экране, создавая образ конченного психа, ловко руководимого женой и Сесилом.

Кстати, это последнее обстоятельство передано в фильме отменным приемом. Первая сцена: жена что-то начинает говорить королю. Вторая сцена: он говорит с Сесилом, слово в слово воспроизводя речь жены. Сесил ему начинает отвечать. Сцена третья: король с редкостным убеждением повторяет жене слова Сесила как свои родные, выстраданные долгими ночами размышлений. Отлично смотрится и передает характеры и отношения между ними.

Тут вообще есть несколько таких сцен, когда какой-нибудь персонаж бодро шагает по улице и что-то уверенно говорит, глядя прямо в камеру. Камера перемещается синхронно актеру, сзади мелькает фон, а на зрителя льются внутренние мысли героя, как бы тезисно приоткрывающего свой внутренний мир. И тоже, знаете ли, смотрится отлично.

Итого. Часть вторая фильма «Заговор против короны» вышла цельная, динамичная, с полным и даже драматичным раскрытием одного из любимейших эпизодов английской истории (любимейший, само собой, англичанами). Параллельно этому прекрасно представлены характеры героев. Да я вообще бы сказал, что это самая сильная составляющая картины. С так проработанными и поданными персонажами провалиться нельзя, какой эпизод истории не представляй. И с каким бы бюджетом этого ни пришлось делать. Да-с, не всё можно купить за деньги. Кое для чего еще нужен талант. У авторов «Заговора против короны» он определенно есть.

По совокупности обеих частей 8 из 10. И в который раз: ну когда же у нас кто-нибудь сможет поднять хоть что-то сравнимое? Нет, они так и будут гнать что-то вроде граничащих с дегенеративным бредом «Стену» или «Софию».

Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Об авторе

Владимир Полковников

Редактор сайта

«…из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»
В.И. Ленин


ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ