РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «ТАНКИ»
Неудачно скроенный трейлер и аляповато выполненный постер намекают на то, что фильм «Танки», образно говоря, шляпа. Оставалась интрига – полная шляпа или всё-таки нет? С другой стороны, финансирование Фондом кино и участие в съемках Исторического общества тоже не обещают ничего хорошего. В любом случае приговор следует выносить только после личного ознакомления с материалом. Посмотрел, ознакомился. Нет, фильм «Танки» не шляпа.
Это гораздо хуже, чем шляпа. Это… Черт! Как же трудно избегать нецензурных определений. Но мы всё-таки постараемся обойтись без них в нашей рецензии на фильм «Танки». Главным вопросом становится: кто всё это написал? И насколько квадратная у него голова?
Впрочем, есть и хорошая новость. Мы всё спрашивали себя: когда же наш кинематограф выйдет на уровень голливудского? Так вот, спешу обрадовать аудиторию. Сценарий «Танков» намного превосходит всё, что голливудские кинодеятели могли бы написать, возьмись они за сюжет о сталинском СССР 1940 года. Нет, не по художественным достоинствам, а по уровню абсурда.
На самом деле я человек в отношении кино очень либеральный и готовый к прощению. За хорошую историю можно простить многие киноляпы или исторические шероховатости. Переносим историю пробега Т-34 с марта на лето? Нет проблем, так и природа смотрится лучше. Почему разработку секретных танков курирует всего лишь лейтенант НКВД? Не знаю, зато персонаж колоритный, в первой половине фильма вобравший в себя все нквдэные штампы.
Добавляем в сюжет коварных немецких диверсантов? Отлично! Без них, право же, было бы совсем неинтересно. Что вы говорите? Почему диверсанты едут по Советскому Союзу на конях, везя в тороках пулеметы MG? Ну, не придирайтесь. Зато вторая группа диверсантов будет на мотоциклах с газовыми горелками и отравляющими веществами в баллонах.
Девка, пробравшаяся в колонну пробега, отсутствие топлива для пробега, никакого сопровождения – всё это мелочи. Сюжет явно сосредоточен на приключенческой составляющей, и ради нее на всё прочее можно смотреть сквозь пальцы.
Перед коварными немецкими диверсантами поставлена задача уничтожения секретных русских танков. Они ее и пытаются выполнить в меру своих сил. Скачут на лошадках по траектории движения колонны и пытаются напасть на нее. Я даже не задаюсь вопросом, откуда они узнали маршрут, если его не знал никто. Даже Кошкин, импровизирующий на местности. Лишь бы смотреть было интересно.
И смотреть было интересно минут пятнадцать. Примерно до того момента, когда где-то под Белгородом танки не захватили белогвардейцы.
Что? Вы думаете, я оговорился? Какие белогвардейцы под Белгородом в 1940 году? Самые натуральные. В мундирах, георгиевских крестах, погонах и с кокардами. Им, видите ли, нужны были трактора. Они думали, Кошкин везет трактора. Ну и напали на них. Да еще и захватили.
Думаете, вершина абсурда? Днище сценария? Погодите. Вот когда дело дошло до боя между белогвардейцами и немецкими диверсантами, вот тогда начался театр абсурда. В бою были задействованы все системы, кроме разве что авиации. Да, под Белгородом. Да, в самом сердце СССР в 1940 году.
Понимаете, если бы это снимал Тарантино, было бы весело и даже интересно. Но это снимал Ким Дружинин, снявший также и «28 панфиловцев». И вот теперь уж не знаю, смеяться или рыдать. Вроде бы весь настрой флиьма и построение сценария не выдают задачи съемочной группы снять авантюрный фильм с доведенным до идеала уровнем абсурда. Вроде бы тут всё всерьез. И не должно быть смешно. Однако…
Да, оговорюсь про спойлеры. Может показаться, что я рассыпал их тут щедрой рукой. Но нет. Считаю, что если кино настолько плохое, раскрытие сюжетных ходов за спойлеры не засчитывается. Ведь я надеюсь, что никто из прочитавших этот текст «Танки» смотреть не будет. Ну, разве что только с целью поржать. И ни в коем случае не в кинотеатре и не за деньги. Поощрять рублем такое кинопроизводство – грех. Сюда и так уже без меры государственных денег отсыпали.
Конечно, Фонд кино купили с потрохами патриотическими намеками и настроем фильма. Но, честно, господи, избавь нас от такого патриотизма. Иногда неуёмные друзья вредят хуже врагов. И пафос кадров кинохроники перед финальными титрами отнюдь не способен покрыть все грехи съемочной группы.
Это насмешка над историей, а не воспитание целевой аудитории «12+». Авторы могут заявить: неважны отдельные нестыковки, важно, что подростки запомнят Кошкина и историю создания Т-34. Знаете, что они запомнят? Белогвардейцев в 1940 году. И орды немецких диверсантов на мотоциклах с пулеметами.
Знатоки истории бронетехники тоже найдут, над чем посмеяться. Особенно над безусловным техническим превосходством Т-34 над «всеми танками мира» тогдашней эпохи, над высочайшей надежностью этих танков во время Великой Отечественной войны. Да-да, свистите дальше, раз вам наплевать на реальные цифры из реальных исторических документов.
И ладно бы все претензии ограничивались бы только театром исторического абсурда. Но нет, авторам этого показалось мало, и они решили идти до конца, взрывая мозг думающего зрителя едва ли не в каждой сцене. Это надо же умудриться – нарушить не только историческую логику, но и простейшую логику массы мелких сцен.
Приведу несколько примеров. Самое простое. Сначала танки на марше показывают извне. Те несутся по грунтовке, подпрыгивая и проваливаясь, трясутся как сумасшедшие. Камера перемещается внутрь. Механик-водитель слегка подпрыгивает на сиденье. А за его спиной сидит лейтенант-энкавэдэшник, на его плече мирно дремлет девушка. Мирно. Дремлет. Ибо тряска почему-то не передается внутрь танка. Они там сидят как на садовой скамейке.
Немецкие диверсанты. Оставляю за скобками вопросы их телепортации, их всеведения и так далее. Коснемся только манеры действия. Представьте себе картину. Немцы на мотоциклах догоняют танки. Один диверсант на ходу перебирается на броню. Газовой горелкой прожигает в танке отверстие. Заводит туда шланг. В люльке мотоцикла находится баллон с газом. Немцы подают газ внутрь танка. Да, и это всё на ходу, чтобы совсем круто было. Вопрос: не проще ли было просто швырнуть гранату под гусеницу? Вот к чему вся эта сцена с горелкой и газом? Чья квадратная голова додумалась до такого?
Но и это еще не всё, что касается логики действий немцев. Они осуществляют нападение где-то под Белгородом, а потом исчезают на неделю. Но лишь для того, чтобы атаковать танки буквально в десятке километров от Москвы. Конечно, другого места и времени ведь не выбрать. Ведь нельзя же нападать на спящих под брезентом участников пробега. Так неинтересно.
Энкавэдэшник. Вот честно, из этого персонажа можно было выдавить кое-что. И в фильме он проходит некую эволюцию от упертого дуболома до нашего парня. Правда, эволюция показана слишком уж грубо и примитивно, но ничего. Хуже другое. Всё та же логика действий. Ведь он буквально сдал танки белогвардейцам. Секретные танки! За одно лишнее слово о которых он готов расстрелять любого. И сдал потому, что белобандиты приставили ствол к виску девушки. Кстати, той самой девушки, которую он сам же два часа назад порывался расстрелять. Вот кто автор этой мизансцены?
Кошкин-Мерзликин. Коварный враг буквально в несколкьих километрах от цели обезвреживает его, связывает, бросает в танке позади себя (сам он в кресле механика-водителя). Не поворачиваясь к Кошкину коварный враг ведет с ним беседу, уговаривая перейти на сторону немцев. Кошкин тем временем нащупывает ключ на сорок шесть. В девяносто девяти случаях из ста герой в такой ситуации дал бы этим ключом по башке врагу. Но нееет, тут Кошкин начинает тихонько откручивать дверцу моторного отсека и сует ключ туда. Да еще успевает завернуть дверцу обратно. Вот что это за сцена?
И так по всем пунктам, по всему хронометражу. То есть даже просто как приключенческий фильм, вне исторического контекста, «Танки» не выдерживают никакой критики. Они просто поражают обилием идиотизма в кадре. Знаете, мне ка кзрителю очень обидно, когда авторы держат меня за дурака. Если вам обидно тоже, ни за что ни при каких обстоятельствах не смотрите это безобразие.
Единственное светлое пятно в этом темном болоте – музыка. Да, здесь всего несколько мелодий. Но вот они написаны и подобраны идеально. С музыкой к фильму, как это ни странно, справились. И только за нее добавляю к финальной оценке один балл.
Под занавес. Мне бы очень хотелось посмотреть на того, кто сочинил всё это недоразумение под названием «Танки». Я не буду ругаться, не буду требовать возврата денег, не стану даже плевать в этого человека. Мне просто интересно посмотреть насколько квадратная у него голова?
2 из 10. В категорию «Стыд позорный»
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Об авторе
Владимир Полковников
Редактор сайта
«…из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк»
В.И. Ленин